Прощание с детством?

11. 02. 2019
posted by: Юридический бизнес
Просмотров: 36
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Rating 0.00 (0 Votes)
  • Автор:
    Ольга Дмитриева

При проведении нашего «кризисного» исследования, результаты которого были опубликованы ранее, не удержались мы и от глобального вопроса, касающегося всей отрасли. Вот, что ответили наши эксперты, когда мы спросили их: «Изменилось ли за кризис юридическое сообщество?»

bigstock Business Man Show Increase Mar 236304562 428

Рынок работодателя

Артур Эберг: Юридические фирмы стали обращать большее внимание на бюджетирование своей деятельности, на свои расходы. Начали экономить на участии в профессиональных мероприятиях, на обучении, инфраструктуре, маркетинге.

Довольно ощутимая тенденция – изменение на рынке труда. Сейчас это рынок работодателей: спрос на сотрудников явно ниже предложения. До декабря 2008 г. было наоборот: кандидаты диктовали работодателям свои условия. Также существенно уменьшились размеры вознаграждения труда юристов в юридических фирмах.

Что касается ростовских игроков рынка юридических услуг, то случаи сворачивания бизнеса из-за кризиса мне не известны. Можно только отметить, что некоторые фирмы несколько сдали свои позиции, но эта оценка может быть субъективной.

Тенденций к тому, чтобы кризис подтолкнул представителей юридического сообщества к сплочению, увы, не наблюдается. Рынок ростовских юруслуг как был закрытым и непрозрачным, таким и остается.

Андрей Савин: В силу экономического кризиса на отечественном рынке оказалось много безработных юристов, резко сократилось количество вакансий и обострилась конкуренция за хорошие места во всех сферах. Многие юридические фирмы были вынуждены сократить штат своих юристов и приостановить набор новых. Тут можно говорить как о позитивных изменениях, связанных с более жестким профессиональным отбором и возможностью работодателей получить более профессиональных юристов, так и негативных, в первую очередь связанных с проблемами начинающих юристов по поиску достойной работы.

Небольшой испуг

Эли Гервиц: «Сообщество быстро перепугалось – но скоро так же быстро забудет все свои страхи».

Нет места случайным игрокам

Александр Кузин: Произошло «вымывание» случайных фирм и консультантов.

Кирилл Кузнецов: «Вымываются» случайные и непрофессиональные «юристы», зарабатывавшие на массовых регистрациях, перепродаже лицензий и т. д.

Ирина Гребнева: Тяжело стало мелким игрокам и «волшебникам» – тем, кто работал «по результату» за решение вопросов.

Игорь Еньков: Появилось множество частнопрактикующих юристов, предлагающих услуги по низким ценам. Часто встречаются случаи, когда юристы берут у доверчивых клиентов оплату за заведомо бесперспективную услугу.

Мария Китайчик: На наш взгляд, серьезные изменения кризис повлек только для фирм-однодневок, подвизавшихся на юридической ниве: они впали в панику и начали демпинговать (а по сути, продавать свои квазиуслуги по их реальной цене).

В целом же юридическое сообщество – достаточно косная структура. Серьезные компании разрабатывают и предлагают своим клиентам новые услуги и продолжают свое развитие, невзирая на кризис.

Временный процесс

А. Савин: «Можно говорить и о небольшом снижении общего уровня доходов российских юристов, но это связано с общим снижением деловой активности, которая повлияла на заработные платы специалистов во всех сферах. В любом случае процесс этот временный, кризис не будет продолжаться вечно, и хорошие юристы (в том числе и студенты, которые завершают сейчас свое обучение) будут востребованы в самое ближайшее время. Я в этом уверен на сто процентов».

Вынужденное взросление

Федор Кравченко: Я думаю, что сообщество стало менее инфантильным. Общеизвестно, что основателями юридического бизнеса часто становятся не профессиональные бизнесмены, а профессиональные юристы. В какой-то момент успешный юрист говорит себе и партнерам: «Создаю свою фирму». Однако произнесение этой фразы не делает из него бизнесмена автоматически. Он еще долгое время остается юристом, который в бизнесе, в управлении ресурсами, менеджменте и маркетинге остается «ребенком». Причем, как ни странно, если у юридической фирмы дела идут неплохо: поток клиентов не иссякает и платят по часовой ставке, назначенной фирмой, ресурсов хватает, партнеры надежные, то на протяжении многих лет в этой юридической фирме никто может так и не заняться «бизнес-взрослением» (самообразованием, систематизацией процессов и т. д.). В результате такая фирма и ее основатель напоминают арабского шейха, который думает, что он становится «настоящим бизнесменом» от того, что подписывает контракты и банковские документы. На самом же деле его замашки в том, что касается обращения с ресурсами, становятся объектом иронии со стороны «взрослых» в вопросах ведения бизнеса людях (например, европейского или американского бизнесмена). Так вот, кризис для российских юридических фирм, как мне кажется, стал примерно тем же, что и сокращение запасов нефти для арабского шейха. Это заставляет их «взрослеть», переходить к логике рационального планирования ресурсов, поиску дополнительных перспективных источников дохода и оптимизации расходов. И постепенно, так же, как наш арабский шейх, который становится таким же бизнесменом европейского или американского склада, российские юридические фирмы переходят во «взрослую» лигу.

Юрий Пустовит: По-моему, исчезло мнение о том, что юридический рынок большой и места всем хватит, началась настоящая борьба за каждого клиента.

Объединение усилий

А. Степановский: «В Беларуси есть некоторые изменения. В частности ведущие фирмы консолидировались в отстаивании своих интересов».

Перераспределение работ

Олег Лузанов: Прошло время крупных сделок по слияниям и поглощениям, уменьшился спрос на консультирование в сфере частных капиталовложений, зато увеличился в сфере реструктуризации, т. е. произошло перераспределение приоритетов в работе контор.

Елиза Николова: Некоторые коллеги-адвокаты, которые работали в сфере недвижимости или имели очень узкую специализацию, скажем, только на фондовой бирже, сейчас работают совместно с другими или включаются и в другие сферы. Оплата юристов в фирмах немного понизилась – особенно это касается молодых юристов и тех, кто только что окончил университет.

Кроме того, большие юридические фирмы по-прежнему сокращают людей.

Сергей Аксёнов: Мои впечатления от кризиса: возникло много разговоров о том, что будущее юридического бизнеса заключается в способности фирмы наладить диалог с властью и подключиться к реализации государственно-частных проектов. Пропаганда узкой специализации юридических фирм, к примеру в банковской и финансовой практике, внезапно исчезла. В период кризиса разошлись Пепеляев и Гольцблат, которые доминировали в качестве ведущей национальной юридической компании на протяжении нескольких лет. Юридические фирмы с государственным ресурсом трансформировались и предпочли классической модели юридической фирмы, которая существует в Европе и Америке уже столетиями, модель огосударствленного внешнеэкономического представителя в политических вопросах.

Участники опроса

Артур Эберг, управляющий партнер юридической фирмы «Эберг, Степанов и партнеры» (г. Ростов-на-Дону).
Андрей Савин, управляющий партнер юридической фирмы «Синергия права» (г. Москва).
Александр Кузин, управляющий партнер юридической фирмы «Кузин, Мохорев, Савенко и партнеры» (г. Владимир).
Кирилл Кузнецов, директор юридического агентства «Люди Дела» (г. Новосибирск).
Ирина Гребнева, управляющий партнер юридической фирмы «Лэнд» (г. Новосибирск).
Игорь Еньков, директор ООО «Специализированный правовой центр» (г. Набережные Челны).
Мария Китайчик, руководитель проектов юридической фирмы «Виа леге» (г. Москва).
Федор Кравченко, управляющий партнер «Коллегии юристов СМИ» (г. Москва).
Юрий Пустовит, управляющий партнер адвокатского бюро «ЮГ» (г. Краснодар).
Олег Лузанов, партнер юридической фирмы Hengeler Mueller (Германия).
Сергей Аксёнов, управляющий партнер юридической фирмы Lidings (г. Москва).
Елиза Николова, партнер юридической фирмы Natan, Kanev, Nikolova & Partners (Болгария).
Александр Степановский, управляющий партнер ООО «Степановский, Папакуль и партнеры» (Беларусь).

Опубликовано в журнале Юридический бизнес, 2009

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Яндекс.Метрика