В сентябре 2010 года всемирно известный журнал Forbes представил список 400 самых богатых людей США. Даже его беглый анализ позволяет утверждать, что в наше время профессия юриста по-прежнему остается одной из наиболее престижных. 37 человек из компании богатейших людей Америки являются выпускниками юридических университетов и колледжей. Некоторые из них не стали связывать свою жизнь с юридической специальностью, а другие, напротив, являются признанными профессионалами, заработав себе блестящую репутацию и солидное состояние.

Одно время партнерство как способ ведения дела в юридической фирме считалось не только единственно возможной, но и самой совершенной моделью с точки зрения сочетания интересов самих юристов и сотрудничающих с ними клиентов. Но это было очень давно. В настоящее время понятие партнерства, даже в странах общего права, становится все менее точным. Кроме того, в некоторых юрфирмах позиции «партнер» уже вообще нет, на смену ей пришли «акционеры». Адаптируясь к новым экономическим реалиям, изменяются и сами фирмы.

Как определить стоимость юридической услуги? В эпоху ранней Римской империи юридические услуги предоставлялись на бесплатной основе, а почет и уважение в случае успешного разрешения дела сами по себе считались разумной наградой.

При сопровождении судебных процессов так называемый «гонорар успеха» является одной из наиболее распространенных форм оплаты услуг в практике региональных компаний.

Одна из важных составляющих маркетинга – умение показать, что ваши услуги стоят того, что вы за них берете. Вы должны убедить своих потенциальных клиентов в том, что обладаете такими глубокими знаниями, навыками, опытом и умом, и при этом берете такую разумную цену за свои услуги, что нанимать другого юриста было бы просто глупо.

Основополагающим принципом для определения системы партнерства является экономическая модель, согласно которой между партнерами распределяется экономическая выгода как результат предоставления юридических услуг. Только после определения приемлемой экономической модели можно приступать к выбору формы ее реализации – индивидуальная практика, общество с ограниченной ответственностью, адвокатское объединение или тому подобное.

Авторитетный английский консультант продолжает разговор об управлении финансовыми результатами в юридической фирме. В заключительной части своей статьи он подчеркивает важность контроля и анализа результатов внедрения общефирменного соглашения о стандартах управления. Также автор анализирует значимость подготовки финансовой отчетности в удобной для партнеров форме, а также предлагает методы работы с отстающими партнерами.

Общеизвестно, что партнеры юридических фирм не любят брать на себя управленческие обязанности. В то же время они весьма независимы и одинаково не любят подчиняться кому-либо. Однако высокоприбыльная юридическая практика невозможна, если в фирме нет четкого распределения управленческих функций между партнерами. 

Этот вопрос всегда был и остается одним из главных в юридическом бизнесе. И, как правило, поиск собственного ответа на него мало кого волнует. Зачем что-то придумывать, когда уже многие десятилетия отлично работает традиционный подход, доказавший свою эффективность. Правда, с этим «единственно верным» курсом смирились не все.

Уволенный партнер обжаловал решение об увольнении за сокращение оплачиваемых часов. Разбирательство дела на сумму в 1.1 миллионов долларов в суде присяжных было выиграно партнером из Калифорнии, уволенным по причине вынужденного сокращения оплачиваемых часов.

Наиболее распространенная модель организации юридической фирмы в Европе и Соединенных Штатах – партнерство. При такой системе юрист может работать как в качестве наемного юриста, так и в качестве партнера.

Клиенты не оставляют юристам иного выбора: это объяснение актуального британского тренда – «ветвления» юридических офисов вне Лондона – лежит на поверхности. Следуя клиентскому требованию «стоить меньше», крупные компании выставляют свои лоукост-посты на периферии.