Вторник, 16, апр, 2:31

Наиболее оптимистично настроены крупные фирмы, которые имеют за спиной диверсифицированный портфель предлагаемых услуг и заказчиков. Своим взглядом на текущую ситуацию в фирме и будущие перспективы делится Антон Костенко, партнер адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры».

Как Вы считаете, какие отрасли экономики больше всего затронет кризис?

Сейчас уже понятно, что кризис затронет все без исключения отрасли экономики и абсолютно все компании. Глобальный финансовый кризис коснется (если еще не коснулся) всех. Уже сейчас страдают и простые граждане, потерявшие на стоимости ценных бумаг, испытывающие трудности с получением денег в банкомате, изъятием вкладов и т.д.

Испытывает трудности и большинство компаний, бизнес которых связан с использованием заемных средств для финансирования текущих операций (например, торговые сети (ретейл), строительство). В связи с ситуацией на рынке банки ужесточили выдачу кредитов, и для многих фирм рефинансирование стало невозможным. Для решения проблем с ликвидностью они вынуждены распродавать активы, что можно быстро сделать только с серьезной потерей в стоимости. Через эти компании и их сотрудников кризис дойдет до всех.

А какие юридические практики больше всего пострадают от кризиса?

Пока никакие не страдают. Но если компании испытывают трудности с платежами, задерживают расчеты с партнерами, в конце концов, это дойдет и до оплаты за юридические услуги. Пока можно сказать, что объем работы растет. Может быть, это особенность нашей компании, работающей с крупными клиентами и государством. Для нас кризис – это бессонные ночи, такие же заботы, как и у клиентов, которые борются с ситуацией. Наша миссия – это не только юридические услуги. Если у клиентов проблемы в бизнесе – мы рядом с ними. При этом текущую работу никто не отменял, так что реально дел в два раза больше. Обычная работа, плюс антикризисные мероприятия у клиентов.

Спрос на какие юридические услуги будет возрастать?

Пока рано об этом судить, ведь масштаб и последствия кризиса еще не очевидны. Компании работают, нет массовых банкротств и дефолтов среди серьезных предприятий, все идет своим чередом. Судебная защита, разрешение споров как направление работы не прекратились и не изменились пока никак. Намеченные сделки по слияниям и поглощениям, так или иначе, продолжаются: стороны могут пытаться изменить условия, отложить что-то, выйти из операции, но это в равной степени касается всех участников на фоне случившегося финансового кризиса, т.е. в этих шагах заинтересованы все. Пока системных изменений спроса на юридические услуги я не вижу.

Как, на Ваш взгляд, изменятся требования клиентов к внешним юристам?

Я думаю, что требования остаются прежними. Есть потребность в квалифицированной юридической помощи с оптимальным соотношением цены и качества. Тут может возникнуть необходимость уточнения понятия качество. В него входит не только собственно квалифицированная работа, но и достижение результата. Так же, как от доктора требуется не талантливый рассказ о нюансах болезни и о том, почему ее нельзя вылечить, а выздоровление пациента. Итак, требования будут те же, а вот задачи могут быть иными. Сейчас весь бизнес сосредоточен на преодолении последствий кризиса, создании условий для выживания. И юристы должны быть рядом, помогать в этой работе.

Что конкретно ваша компания делает, чтобы справиться с внешним кризисом?

В нашей фирме кризиса нет. Вообще, тут многое зависит от того, в каком сегменте работает юридическая компания. Ведь этот бизнес зависит от финансового состояния клиентов. Задача – вовремя увидеть самые проблемные отрасли и диверсифицировать клиентский портфель, увеличив количество клиентов в устоявших при кризисе отраслях. Если фирма специализировалась на определенном секторе экономики, и он пострадал от событий на финансовом рынке, возможно, ей придется искать заказы вне своей текущей специализации.

Наше бюро является одной из ведущих российских национальных юридических фирм, деятельность которых связана не с какими-либо отдельными отраслями или направлениями, а со всем спектром институтов рыночной экономики: сделками, судебными спорами, внесудебным урегулированием конфликтов, цивилизованным лоббизмом (ГЧП, поиск путей взаимодействия государства и бизнеса). Если рыночная экономика сохранится, то останутся и сделки, и судебные споры, и лоббирование. Останется и юридический бизнес, без которого эти явления невозможны.

Юридический бизнес – это сфера услуг. Главный актив в этом бизнесе – люди. И последствия кризиса для юридических компаний – это ситуация у клиентов. Смогут ли они покупать дорогие (а качественные, как правило, значит дорогие) юридические услуги? Если нет – у юрфирм проблемы. Справляются клиенты, выживают – и у юристов все хорошо. Для сравнения: если народ перестанет стричься, парикмахерские закроются.

Сделки, суды, юридические услуги – все это в нашей жизни останется. Вопрос только в том, кто выживет и будет эти услуги оказывать. Я думаю, это будут те юристы, которые помогут своим клиентам выйти из трудной ситуации.

Я уверен, что российская экономика преодолеет кризис, в том числе благодаря крупным национальным юридическим фирмам, которые оказывают антикризисную поддержку не только бизнесу, но и государству.

Беседовал Пётр Никулин

Опубликовано в журнале Юридический бизнес, 2008