Пятница, 19, апр, 12:42

  • Автор:
    Виталий Хаупт (Vitaliy Haupt)

Наиболее частые вопросы, которые задают себе и нам предприниматели и граждане из-за рубежа, заинтересованные или нуждающиеся в правовой поддержке в Германии, звучат приблизительно так: могу ли я позволить себе пользоваться услугами немецкого адвоката (юриста, нотариуса); от чего зависит цена услуг и почему нигде не найти «списка с ценами»; скорее всего, это очень дорого, а есть ли дешевле?

germany 393692 428

Ответы на эти вопросы находятся не в «списках», не в «прейскурантах», не в «каталогах услуг» и не вывешиваются на двери в секретариате юридической фирмы или нотариата. Ответы находятся в законах, регулирующих квалифицированные услуги правового характера, приложениях к ним, а также зависят от так называемой цены самого вопроса.

ЗАКОННЫЙ ГОНОРАР: ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РАСЧЕТА

В Германии оплата услуг адвоката закреплена законом и рассчитывается согласно официальному положению (Rechtsanwaltsvergütungsgesetz (RVG)), для которого существует специальное указание (Rechtsanwaltsvergütungsverzeichnis (RVV)), содержащее приложения с таблицами, в которых обозначается не только гонорар адвоката в зависимости от суммы разбирательства, иска, учета затраченного времени и присутствия в суде, но и в зависимости от других, определенных этим законом ситуаций, их сложности и принадлежности к области права, типичных и часто встречающихся необходимых затрат в правовой практике.

Оплата услуг немецкого нотариуса тоже строго регулируется положениями так называемого порядка расчетов (Kostenordnung (KostO)), также разграничивающего правовые области, в которых действует нотариус. Взимаемые же государством в суде платы, их виды и расчеты регулирует закон о судебных издержках (Gerichtskostengesetz (GKG)).

Может сложиться впечатление, что любое действие адвоката или юриста имеет у разных юридических фирм и частнопрактикующих юристов Германии приблизительно одинаковую стоимость и о ней можно заранее проинформироваться. Это не совсем так и зависит от каждого конкретного случая.

В сфере консультирования, предсудебных или договорных переговоров, составления экспертного мнения или анализа специалист той или иной области немецкого права свободен в выборе своего гонорара: как почасового, так и общего. В зависимости от сложности и трудоемкости конкретной задачи указанные выше законы и приложения для расчета правовых услуг служат лишь ориентиром для определения затрат, необходимых для решения проблем или вопросов клиента.

Оплата некоторых услуг может основываться на индивидуальной договоренности между юристом и его доверителем. Это такие действия юриста, как например:

  • составление для предприятий договоров (специальных и стандартных), условий, правил общих положений и т. д.;
  • правовой документооборот с партнерами (письменная, электронная переписка);
  • консультации и анализ (как общих положений, так и конкретной ситуации);
  • участие в переговорах (в роли советника, наблюдателя, правового отдела предприятия, по доверенности и т. д.);
  • правовой контроль документооборота и преддоговорных отношений;
  • правовой риск-менеджмент;
  • обучение персонала пользованию стандартными или специальными договорами;
  • разъяснения сложившихся правовых ситуаций;
  • правовой кризис-менеджмент и др.

Законодатель Германии даже либерализировал условия предоставления правовой информации. В 2008 году, со вступлением в силу нового закона о консультационных услугах в области права (Rechtsdienstleistungsgesetz (RDG)) допускается также частичное консультирование об основах права, если оно необходимо и напрямую связано с работой носителя другой профессии (например, страхового агента, автомеханика или автоторговца, маклера по недвижимости, строительного подрядчика и т. д.).

Конечно же, подобное «сопроводительное» консультирование нельзя сравнивать с работой профессионала, но любой человек, нуждающийся или заинтересованный в правовой поддержке, может сам принимать решение о глубине, качестве и объемности необходимой ему правовой услуги. То есть право выбора того, «кому доверить» свою юридическую проблему или вопрос, остается за клиентом.

Именно он определяет, будет ли такая услуга «сопроводительной», «стандартизированной» и «ограниченной» необходимым минимумом, как этого требует RDG, или же ее источником станет индивидуальный взгляд, аналитический подход и всеобъемлющий охват других сфер права, подкрепленный практическим процессуальным опытом профессионала юриспруденции. Эта свобода принятия решения для подготовки любого правового действия и в любой жизненной ситуации регулируется лишь немногими правилами, которые требуют исключительного участия адвоката или нотариуса.

Исходя из вышеизложенного, можно заключить, что довольно сложно заранее определить цену оказываемых в будущем услуг, не зная ни клиента, ни его потребностей, ни сложности вопроса. Цена зависит от массы факторов, которые лишь после предварительного разговора с клиентом, оценки его специфики и потребностей может приблизительно определиться юристом.

ЮРИСТ И КЛИЕНТ: ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

Для клиента из-за рубежа, не знакомого с основными правовыми принципами, существующими в другой стране, при таком первом контакте с юристом важно:

  • устранить неправильные оценки своей правовой ситуации или своего вопроса;
  • откорректировать цели, поставленные согласно своему (не всегда верному) пониманию вопроса;
  • указать на разницу в подходе к данному вопросу в разных странах;
  • указать на необходимость учитывать специфику той правовой области, в которой клиент собирается действовать;
  • разъяснить возможные последствия правовых действий, реакций оппонента, ведомств, госслужб и т. д.;
  • определить приблизительную максимальную и минимальную стоимость и времязатратность достижения цели.

Так как такой предварительный разговор необходим для оценки ситуации клиента, многие юридические компании, партнерства и частнопрактикующие адвокаты делают первое общение с «потенциальным клиентом» бесплатным, несмотря на то, что ставки при начальном ознакомлении и «разборе» новой ситуации составляют внутри страны от 150 евро/час1 и более и уже урегулированы в вышеуказанных законах (RVG, RVV).

То есть подразумевается, что если к адвокату обращаются предприниматели или частные лица, родившиеся и выросшие в стране, то они владеют знаниями об основах правовых взаимоотношений в своей стране и общих принципах, их регулирующих. Обладая этими знаниями и говоря с юристом на одном языке, они могут ставить и обсуждать с адвокатом конкретные задачи.

Из нашего опыта мы можем заключить, что индустриальный клиент из-за рубежа часто приходит к выводу о том, что, с одной стороны, его правовой отдел не владеет знаниями о законах другой страны и не способен своими силами обеспечить правовые действия на том же высоком уровне, что и у себя на родине. С другой стороны, постоянное обращение по разовым вопросам к юридической компании за рубежом, связано с непредвиденными затратами и потерей времени, так как у такой юркомпании не всегда присутствует готовность обслуживать обратившегося клиента в первоочередном порядке, и не всегда следующий его вопрос может считаться «первым» и бесплатным (как это описано выше).

Будь то немецкий предприниматель в России или российская компания в Германии, в таких случаях предлагается экстерное долгосрочное сопровождение по всем вопросам, касающимся области права той страны, в которой предприниматель не может эффективно задействовать ни свой правовой отдел, ни юридическую компанию для разовых вопросов. Я называю это «правовым аутсорсингом» или «экстерным правовым отделом» компании. В определении цены такого сопровождения обе стороны полностью свободны и не зависят от часовых ставок, частоты оказания как сложных, так и элементарных консультаций. При такой ситуации обе стороны могут пользоваться принципом свободы заключения договоров, где одна из сторон является заказчиком, а другая – исполнителем квалифицированных услуг.

Учитывая все изложенные выше факторы определения стоимости в условиях, когда услуги уже четко урегулированы законом, клиент из-за рубежа, имеющий рекомендации зарубежного партнера адвокатского бюро или юридической фирмы, может рассчитывать на общий гонорар, не зависящий от сложности вопроса. Он может состоять лишь из оплаты времени, затраченного на подготовку ответа, и составлять в среднем 120 евро/час, не противореча при этом условиям §§ 13, 34 RVG. То есть исходя из ситуации зарубежного клиента, подобная оплата высококвалифицированной услуги не может считаться заниженной или завышенной.

Одним из наиболее распространенных заблуждений зарубежных клиентов является мнение, что оплата юридических услуг может быть привязана к процентам от будущих сделок или от успешного исхода его дела в суде. Это не совсем верно.

Такой принцип процентуального расчета от заранее известной суммы уже заложен в законах, регулирующих оплату нотариальных услуг или действий сторон в судебном процессе. Например, при покупке недвижимости оплата нотариальных услуг будет рассчитываться в зависимости от стоимости объекта; при заключении брачного договора – в зависимости от состояния супругов; судебные издержки, оплачиваемые в государственную казну, рассчитываются от суммы поданного иска и т. д.

Лишь в отдельных, единичных и конкретно изученных юристом случаях (например, при сделках с патентными правами, лицензиями, недвижимостью) возможны исключения.

Вышеприведенные примеры еще раз подтверждают, что к правовым услугам и их оплате необходимо относиться строго индивидуально и в рамках, определенных соответствующим законом.

1 Пример: § 34 RVG регулирует ставки за консультацию и экспертизу в количестве 190–250 евро/час для физических лиц.