Четверг, 25, апр, 2:33

Современные компании нацелены на результат. Деловые процессы настраиваются с учетом конкретных целей. Чтобы увязать активность каждого сотрудника со стратегией всей компании, системы управления становятся все более сложными. Одним из важнейших элементов этих систем является использование ключевых показателей эффективности работы. Оказывается, применить количественные критерии к работе юриста не только можно, но и нужно.

bigstock 222380896 424

29 октября 2010 года Объединение Корпоративных Юристов, при поддержке юридической фирмы Goltsblat BLP, провело вторую конференцию из цикла «Юристы и бизнес». Конференция была посвящена одному из важных вопросов во взаимоотношениях юридического департамента компании и менеджмента – ключевым показателям эффективности (КПЭ) деятельности юридической функции. Руководители юридических департаментов крупнейших российских и зарубежных компаний, среди которых – «Мегафон», Сбербанк России, «Росинтер Ресторантс», Атомредметзолото, «РУ-КОМ», «Санофи-Авентис», «ТНК-ВР Менеджмент», «Вымпелком», «Газпром нефть», представили собравшимся свой опыт разработки и внедрения ключевых показателей эффективности юридической службы, показали связь КПЭ со стратегией компании, а также поделились своими взглядами на то, в отношении каких видов деятельности юридического департамента КПЭ могут применяться.

Во вступительном слове Александры Нестеренко, президента ОКЮР, была отмечена одна из особенностей прошедшей конференции: «Вопросы измерения эффективности юридической функции являются ключевыми и для бизнеса, и для руководителя правового департамента. Независимо от отрасли повышение эффективности деятельности подразделений компаний, в том числе и юридического, волнует генерального директора компании. Как определить, лучше работает юридическая функция, чем в прошлом году; какая юридическая работа является текущей деятельностью, а какая выходит за ее рамки; за что премировать и депремировать юристов? Эти и другие вопросы поставлены на повестке дня нашей конференции, и их обсуждение продолжится и за ее пределами».

С приветственным словом к участникам обратилась Юлия Бондаренко, директор юридического департамента компании «Филип Моррис Сэйлз энд маркетинг», отметив важное значение темы ключевых показателей эффективности юридической функции и роль данной конференции для юридического сообщества.

Представлению и обсуждению практических примеров оценки эффективности юридических подразделений современных компаний была посвящена первая сессия события. Участники конференции получили возможность ознакомиться с существующими в разных компаниях КПЭ деятельности юристов и задать вопросы руководителям юридических служб.

О том, как КПЭ юридического отдела связаны со стратегией компании, что значит эффективность правовой работы с точки зрения бизнеса, какие коммуникации нужны для обеспечения понимания менеджментом практических результатов деятельности юридического департамента, участники говорили во второй сессии. Несмотря на серьезные различия в подходах к применению КПЭ в юридической работе, обе сессии конференции были содержательными и завершались живым обсуждением сообщений и затронутых вопросов.

Анна Горяинова, директор по правовым вопросам, «Мегафон», открыла работу первой сессии: «Ключевая компетенция юриста в бизнесе – принятие решений. Для того чтобы деятельность каждого юриста имела реальную ценность для бизнеса, необходимо создавать условия для раскрытия его потенциала в полной мере, стимулировать, увлекать и вдохновлять каждого на достижение результатов, выходящих за рамки обычной работы, даже если она качественна и эффективна».

«Управление правовым риском может и должно стать составной частью риск-менеджмента банка и, возможно, применимо для крупных нефинансовых компаний», – считает Константин Колпаков, директор правового департамента Сбербанка России.

«Юрист корпорации – не только эксперт по правовым вопросам, но и менеджер по оценке и управлению правовым риском», – продолжил Сергей Минкин, начальник управления правовыми рисками правового департамента Сбербанка России.

Доклад о внедрении и использовании КПЭ в российской компании на основе личного опыта представил Дмитрий Тимофеев, начальник правового управления «Росинтер Ресторантс»: «Показатели эффективности должны использоваться не только для оценки работы конкретного сотрудника и функции в целом, но и как инструмент стимулирования профессионального и личностного роста сотрудников».
Андрей Гольцблат, партнер юридической фирмы Goltsblat BLP, рассказал о влиянии КПЭ на повышение эффективности юридического департамента: «Ключевые показатели эффективности юридического департамента, безусловно, мобилизуют и позволяют существенно минимизировать риски бизнеса. Самое главное – не увлечься КПЭ департамента и не пропустить серьезную проблему, которая может полностью разрушить все то положительное, что было создано и функционировало, как казалось, эффективно. Для России это наиболее актуально».

Константин Кряжевских, директор юридического департамента Атомредмедзолото, вместе с участниками конференции решал вопрос, применима ли метрика к юридической деятельности: «Юридический департамент, основной задачей которого является защищать интересы компании, всегда – центр затрат, и не стоит предъявлять к нему требования быть центром прибыли. Поэтому внутренние юристы должны доказывать менеджменту, как эффективно они управляют затратами, продолжая выполнять свою основную функцию, и одновременно руководствуясь не только интересами экономии бюджета. Юридические фирмы должны быть ответственны за свой биллинг, а клиенты – подотчетны за произведенные затраты. Только в тех областях, где деятельность юриста ничем не отличатся от профессионального менеджмента (покупка внешних юридических услуг), она измерима через KPIs. Когда же подавляющее большинство юристов не ведут проекты, и занимают свой «функциональный» колодец, результат их работы вообще не поддается измерению в конкретных показателях».

«Корпоративные юристы, коллеги, – обратился к участникам конференции Алексей Абакшин, заместитель генерального директора по правовым и корпоративным вопросам компании РУ-КОМ, – пора не только заниматься сохранением стоимости компании, но и активно, на постоянной, системной основе участвовать в процессе ее увеличения – создания дополнительной стоимости. Упорядочивайте, оптимизируйте и совершенствуйте свои бизнес-процессы и помогайте по этому направлению другим подразделениям компании. В этом в силу юридической профессии нам равных нет. Создавайте формализованные инструменты эффективной правовой работы – интеллектуальные активы компании, очевидно увеличивающие стоимость компании. Внедряйте в компании систему предупреждения и профилактики правовых рисков. Коллеги, не сидите в засаде, будьте активны, точите свои правовые топоры и пилы! А ОКЮР нам поможет в создании ежегодного перечня задач по совершенствованию правовой работы для разработки годового плана работы юридической службы компании в России на очередной год».

Татьяна Кулябина, директор по юридическим вопросам «Санофи Авентис», изложила свой взгляд на проблему разработки КПЭ и внедрение системы их измерения (частично электронной) в международной компании: «Виды хозяйственной деятельности, осуществляемой обществом, и роль юридического департамента в таком обществе являются определяющими факторами при формировании ключевых показателей эффективности (КПЭ) юридической функции. Задача юристов заключается в том, чтобы формировать ожидания руководства общества в отношении юридической функции и активно предлагать способы оценки деятельности юристов, в том числе посредством установления КПЭ. КПЭ не должны быть оценочными. Они должны основываться на объективных статистических данных».

Эльварди Стафилов, вице-президент по корпоративно-правовым вопросам «ТНК-ВП Менеджмент», подготовил презентацию: «Дифференциация КПЭ юридического подразделения и его сотрудников и ориентация КПЭ на реализацию стратегических задач»: «Система материальной мотивации в ТНК-ВР тесно связана со стратегическими целями и бизнес-задачами компании. Производственный контракт – основной инструмент системы, нацеленный на поддержание необходимого уровня взаимодействий и мотивации, а также на обеспечение приверженности работников компании поставленным задачам. Ключевые показатели эффективности производственного контракта каскадируются на все уровни системы: компания, подразделение и личный вклад каждого сотрудника».

Рустам Романенков, начальник управления правового сопровождения разведки и добычи дирекции по правовым вопросам «Газпром нефть», выступил с докладом о роли юристов в вовлечении бизнеса в его (бизнеса) собственную стратегию: «Изменения, происходящие сегодня в стране и мире, формирующие внешнюю среду для работы компаний, требуют от юристов, сопровождающих бизнес, принципиально иного подхода к своей роли и функционалу. Юристы не могут более оставаться исключительно сервисом. Геополитическая обстановка, подход к законопроектной работе, особенности мирового экономического пространства и прочие немаловажные факторы возлагают на современного юриста гораздо более сложную и комплексную задачу – задачу вовлечения сопровождаемого бизнеса в процесс реализации его же собственной стратегии. Сегодняшний юрист – это не только великолепный эксперт, это еще и активный участник, а где-то и лидер, в процессе принятия бизнесом ключевых решений. У нас сегодня нет шансов дождаться «доброго дядю», который ниспошлет нам стратегию, корпоративную культуру, объяснит и научит быть эффективными. Пришло время активной работы, ответственного принятия на себя обязательств, безусловно, связанных с выходом из зоны привычного «сервисного» комфорта».

Сергей Дзюбенко, заместитель директора департамента по работе с крупнейшими клиентами Сбербанка России, изложил взгляд бизнеса на оценку эффективности юридического подразделения компании: «Эффективность юридической службы компании может оцениваться через эффективность самой компании как бизнеса. В этом смысле основная задача правовой функции заключается в юридическом оформлении экономической сути сделки, заключаемой бизнесом».

Вопросы, поднятые на конференции, вызвали оживленную дискуссию и обмен мнениями среди участников.

Большой интерес вызвали панельные дискуссии в заключительной части каждой сессии конференции. Свои выступления представили эксперты ведущих юридических фирм и руководители юридических департаментов российских и международных компаний: Валерий Сиднев, начальник юридического управления, «Еврохим»; Алексей Подхолзин, заместитель директора по юридическим вопросам, СУЭК; Алевтина Камелькова, директор юридического департамента, «Алкатель Лусент»; Анастасия Шкарина, директор департамента правового обеспечения, АНО «Оргкомитет «Сочи-2014»; Михаил Гришин, директор правового департамента, «Альфабанк»; Александр Рюмин, директор по правовым вопросам, Х5 Retail Group; Григорий Жданов, директор по правовым вопросам, Baring Vostok Capital Partners; Ольга Фоминых, директор по юридическим вопросам, «Кока-кола»; Елена Жаворонкова, вице-президент по правовым вопросам, «Евразхолдинг». Они поделились опытом использования ключевых показателей эффективности в своих компаниях.

В конференции приняли участие около 60 руководителей юридических департаментов, в их числе руководители юридических служб таких компаний, как «Вымпелком», «Рамблер», «Тойота Моторс», «Медиа-Маркт-Сатурн», BMW Group, «Детский мир – центр» и другие. Рассмотрев различные варианты, образцы построения КПЭ в разных индустриях, в компаниях, разных по своим размерам, по своей стратегии, участники конференции получили значительное количество материала, чтобы использовать его для выстраивания той модели, которая подойдет к каждому конкретному бизнесу, департаменту, задачам.

Опубликовано в журнале Юридический бизнес, 2010