Пятница, 19, апр, 7:17

  • Автор:
    Инга Скворцова, директор по развитию юридической фирмы «Клифф» (г. Москва)

Консалтинговый и юридический бизнес не существует сам по себе, его основа – реальный бизнес, производящий товары и услуги и продающий их. И если в кризис реальный бизнес во многих сферах экономики упал на 40-50%, логично предположить, что и в консалтинге дела обстоят не лучше.

«Выживают не самые сильные и проворные, а самые восприимчивые к переменам»
Ч. Дарвин.

Заявления осени 2008 г. о том, что юристы зарабатывают и на росте, и на банкротстве, оказались, мягко, недостоверными.

Что же произошло с юридическим бизнесом за 2009 г.? Рынок свернулся, часть клиентов отказалась от услуг консультантов, заставив работать своих собственных юристов, часть ликвидировала или «заморозила» бизнес, оставшиеся перешли к системе тендеров.

Тендер на юридические услуги – это яркая черта кризиса, даже постоянные клиенты сравнивают предложения нескольких компаний и торгуются по цене. Кроме этого, в конкурентной борьбе участвуют уволенные (сокращенные) юристы из юридических фирм, которые образуют целый сегмент рынка.

Кроме уменьшения количества клиентов, произошло почти вдвое снижение сумм контрактов на большие проекты. Вернее, большие сделки никто не начинает, происходят мелкие слияния и поглощения, покупки бизнеса. Крупные иностранные инвестиции тоже не спешат в Россию, многие ограничиваются «прощупыванием» рынка, открывая представительства.

Отдельным вопросом стоит тема банкротства. Да, на сопровождении можно заработать, и наша фирма, как и другие, зарабатывает, если у банкрота есть еще средства, но только один раз, тогда как с развивающимся клиентом консультанты зарабатывают постоянно.

Конечно, все вопросы, связанные с оптимизацией налогообложения и налоговыми спорами, арбитражные процессы дают возможность юристам из юридических фирм держаться на плаву. Эти услуги, как правило, не могут оказывать внутренние юристы, здесь необходима практика и специализация.

Юридическая фирма «Клифф» рассматривает кризис как время внутреннего и внешнего развития за счет гибкости работы с клиентами, предложения им всего спектра услуг, пусть не очень дорогих, в рамках одной компании с максимальным клиентским сервисом. Фирма сосредоточилась на внимании к сегодняшним клиентам, вне зависимости от размера договора, поскольку они – основа успешного «завтра».

Сокращения были и коснулись они вспомогательных служб. Это привело к оптимизации внутренних бизнес-процессов.

Кризис очень поменял клиентов, они стали более требовательными, придирчивыми, один день просрочки часто вызывает официальное письмо, очень многие хотят получить бесплатные консультации и даже услуги. Это предъявляет новые требования к консультантам, которые кроме профессиональных знаний должны быть и хорошими переговорщиками.

Опубликовано в журнале Юридический бизнес, 2009