Четверг, 25, апр, 2:23

  • Автор:
    Александра Кудрявцева

Кризис может сделать востребованной схему работы, когда сотрудники компаний переезжают из офиса домой и трудятся в удаленном режиме. «Ведомости» попытались оценить, в какую сумму обойдется организация на дому полноценного рабочего места.

bigstock Bright And Cozy Room In Modern 177978721 428

Главная цель перевода сотрудников на удаленный режим работы – снижение работодателем затрат на аренду офиса. Стоимость 1 кв. м в офисе класса «B» в Москве – 300-600 долларов в год, говорит Андрей Закревский из агентства Knight Frank. Если учесть, что по нормам на каждого сотрудника должно приходиться не менее 4 кв. м, то ежегодные арендные расходы компании на работника составляют около 2000 долларов.

Удаленная работа

Снижать расходы на аренду офиса стремятся многие компании, а некоторые вообще избавляются от офисных территорий, выводя сотрудников работать за штат или «переселяя» их на производственные территории, говорит руководитель исследовательских проектов консалтинговой компании AXES Management Мария Лукьянчикова. Статистику, позволяющую уверенно судить о том, насколько часто работодатели отправляют сотрудников работать по домам, «Ведомостям» найти не удалось.

У интернет-издания «Слон», которое до мая 2009 г. работает в тестовом режиме, все сотрудники работают вне офиса. «Мы решили, что не стоит тратить лишние часы, чтобы доехать до офиса и обратно», – объясняет главный редактор «Слона» Леонид Бершидский. По его словам, журналистам достаточно, чтобы под рукой у них были компьютер, Интернет и мобильный телефон. Редакция «Слона» не компенсирует сотрудникам расходы на Интернет и разговоры внутри городской телефонной сети. А для мобильных и междугородных звонков они используют Skype, за который «Слон» расплачивается электронным кошельком. Удаленная работа выгодна для любых специальностей, не связанных с физическим производством, тем более в Москве и Санкт-Петербурге, считает Бершидский.

Самое нужное

Сотруднику, переведенному из офиса домой, неизбежно придется подумать об оборудовании рабочего места. Предмет первой необходимости, безусловно, компьютер. Некоторые фирмы предоставляют сотрудникам те компьютеры, на которых они работали в офисе, но в основном у людей имеются личные ПК. По оценке заместителя директора исследовательской компании ITResearch Василия Мочара, всего в российских домохозяйствах установлено около 18 млн компьютеров, из них 20-25% используется для бизнеса.

Если компьютер все же приходится покупать, можно уложиться в 20 000–25 000 руб. Но одного ПК недостаточно – скорее всего, сотруднику понадобятся пакет офисных программ и антивирусная программа. Как правило, люди пользуются программами, к которым уже привыкли, и не хотят искать более экономичных путей, считает ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин. Лицензионные версии Microsoft Office и, например, «Антивируса Касперского» легко приобрести в любом магазине, торгующем компьютерной техникой или софтом.

Вдали от офиса
Удаленный режим работы – это не только веяние трудных времен: для многих такой подход может стать удобным и эффективным способом выполнять свои трудовые обязанности. Хотя эта тенденция еще малораспространена среди российских юридических фирм, возможно, именно она станет наиболее приемлемой формой работы в тех или иных ситуациях. Например, это может быть особенно удобно для сотрудников, не имеющих возможности работать полный рабочий день (чаще всего это женщины, у которых есть маленькие дети). В условиях финансового кризиса такой график также может быть выгоден, поскольку фирмы не всегда способны обеспечить специалистов полной загрузкой. В условиях лимитированных часов удобнее работать дома, нежели тратить время на дорогу в офис и обратно.
Однако эксперты советуют предлагать такую схему только тем сотрудникам, которые уже давно работают в компании и хорошо себя зарекомендовали: в этом случае вы можете быть уверены в том, что они способны к самоорганизации, а их работу не нужно постоянно контролировать. В противном случае могут возникнуть повышенные риски срыва сроков выполнения тех или иных заданий, а также появления некачественной работы.
Кроме того, удаленная работа, как и любая другая, требует соблюдения определенных правил. Так, Николь Бенсон Голубофф (Nicole Benson Goluboff), председатель подкомитета по удаленной работе Американской юридической ассоциации, убеждена, что фирме следует иметь соответствующий документ, который будет обговаривать эти правила, и каждый сотрудник, трудящийся на дому, обязан его подписать. Такой документ должен регулировать следующие аспекты: рабочие часы; время, когда сотрудник будет доступен для связи; способ информирования о новостях фирмы (электронная почта, телефон, периодические собрания); техника и программы, которые должны использоваться сотрудниками; расходы, оплачиваемые фирмой; обеспечение безопасности передачи информации и др.

Но на стоимости этого ПО – от 6500 руб. – можно сэкономить, скачав из Интернета бесплатный софт. Например, одну из самых популярных альтернатив Microsoft Office – программу OpenOffice, которая доступна для свободного скачивания на сайте ru.openoffice.org. По данным сайта, формат документов, создаваемых с помощью OpenOffice, совместим с форматами Microsoft.

Популярные производители антивирусов в рекламных целях выпускают бесплатные версии своих программ, обладающие минимальным набором функций. В основном они не требуют установки и сканируют компьютер в онлайн-режиме. Среди наиболее распространенных – утилиты Dr. Web Cure It, Kaspersky Online Scanner, Avast! 4 Home Edition.

На связи с начальством

Разумеется, ни один офисный работник не обойдется без телефонной связи. Если у вас дома телефон установлен, то достаточно ежемесячно платить МГТС 380 руб. – именно таков безлимитный тариф. Если вам приходится звонить с домашнего телефона на мобильные номера или в другие города и страны, прибавьте соответствующие суммы, которые вам доначислит МГТС. Плюс расходы на мобильную связь.

Помимо телефона следует позаботиться об Интернете. Большинство провайдеров подключат ваш компьютер к сети примерно за 1000 руб. и будут взимать 450–600 руб. за неограниченный доступ к сети. Правда, к этим расходам большинство москвичей уже давно привыкло. Интернет-доступом, по данным iKS-Consulting, было оборудовано в 2008 г. 64% всех московских квартир. А уровень проникновения мобильной связи в Москве в конце февраля зашкаливал, по оценке AC&M-Consulting, за 188%.

Офисная техника

Менее обязательные, но часто все же необходимые предметы офисного интерьера, которые, вполне возможно, пригодятся и вам, – принтер, сканер и копировальное устройство. Если сотрудник – например, бухгалтер – собирается активно работать с бумажными документами, выгодно приобрести так называемое многофункциональное устройство (МФУ), совмещающее в себе все три возможности. Такую технику производят HP, Canon, Xerox, Epson, Panasonic, Samsung. В зависимости от того, струйная или лазерная используется печать, приобрести МФУ можно за 4000–8000 руб.

Для работы может потребоваться факс. Недорогое и компактное устройство стоит примерно 5000 руб. – по такой цене можно приобрести факсы Sharp, Samsung и Panasonic. Кроме того, существуют МФУ со встроенным факсом.

Понятно, что владельцам этой техники придется регулярно тратиться на картриджи и бумагу, поэтому добавьте в строку расходов еще около 2500 руб. в год.

Если приобретать минимум оборудования (без учета уже имеющихся дома компьютера, телефона и интернет-доступа), начальная стоимость домашнего офиса составит примерно 15 000 руб. Если рабочее место создается с нуля, сумма увеличится в 2–3 раза. Но это все равно вдвое меньше, чем работодатель потратил бы на одну лишь оплату аренды в пересчете на сотрудника.

Газета «Ведомости», №55 (2325) от 30.03.2009 г. Печатается с разрешения.

Опубликовано в журнале Юридический бизнес, 2009