Суббота, 20, апр, 6:23

  • Автор:
    Виталий Крец

В настоящее время для внешнего наблюдателя сфера юридических услуг представляется исключительно закрытой, непубличной и непонятной. Непрозрачность рынка правовых услуг препятствует его развитию.

bigstock small business people and ser 201255229 428

С одной стороны, это дезориентирует клиентское сообщество, делая услуги юристов и адвокатов востребованными только в острых, кризисных деловых и личных обстоятельствах. С другой – закрытость не дает адекватную рыночную информацию и самим участникам рынка.

Имея крайне ограниченную и часто противоречивую информацию о ведущих игроках, ключевых рыночных показателях и основных трендах, каждый серьезный оператор тратит неоправданно большое количество энергии и на понимание происходящего, и на адаптацию к нему своей деловой стратегии. А если учесть, что «сверка с рынком» должна происходить в меняющихся условиях едва ли не ежедневно, информационная закрытость рынка создает совершенно ненужные проблемы.

Кроме непосредственных «персональных» потерь юридических фирм и адвокатских образований, неадекватно работающие информационные каналы сужают возможности индустрии в целом, делая ее «незаметной» для государственных органов. Так, развернувшаяся в юридическом сообществе дискуссия по поводу необходимости реформирования процесса регулирования, получила неоднозначные отклики от представителей государства. И дело даже не в приверженности тому или иному подходу к разрешению проблемы, а в том, что формулировка самой проблемы, в силу предшествующей пассивности практикующих юристов, вызвала непонимание и, что особенно симптоматично, отсутствие какого-либо внятного интереса.

В то же время «незаметность» юридического сообщества исключает и обращенные к нему предложения извне: кто же пригласит вас к диалогу, если вы зримо нигде не присутствуете? Да и любые предложения юристов, озвученные из этой «информационной тьмы», вероятнее всего, не вызовут ни доверия, ни желания как-то реагировать.

Пришло время открытых отношений

По мнению ряда экспертов, юристы внутренне готовы к большему осознанию публичности своей профессии. Обострение конкуренции, воздействие на рынок кризисных явлений, усиление «правящей и направляющей» роли государства в гражданском обороте постепенно будут понуждать участников рынка вести себя более открыто и активно, приведут к пониманию, что для успеха в этой профессии нужно быть и публичным, и открытым. При этом речь идет не только о корпоративной, отраслевой публичности, но и об общественной.

В последнее время представители юридического бизнеса все активнее раскрывают информацию о своих фирмах (а значит и обо всей отрасли) перед «остальным миром». Происходит это в самых разных формах:

  • распространение различных отчетов (например, «Социальный отчет» юридической фирмы «Пепеляев, Гольцблат и партнеры»);
  • раскрытие информации о коммерческих результатах работы за год (беспрецедентный шаг юридической фирмы Magisters, официально опубликовавшей данные о своих результатах за 2008 год);
  • выпуск книг и брошюр, посвященных российскому юридическому бизнесу (книга «Русская бизнес-адвокатура» Виктора Буробина, президента адвокатской фирмы «Юстина»; брошюра «Юридическая фирма: руководство пользователя. Как получить максимум от своих адвокатов», изданная петербургским офисом АБ «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры»);
  • организация и спонсорство профильных конференций и иных подобных мероприятий (например, в 2008 году АБ «ЕПАП» организовало прием Форума юридических фирм стран СНГ, а в 2009 году выступило генеральным партнером конференции «Юридический бизнес в России»);
  • информирование о выбранных моделях управления, системах мотивации или распределения дохода (например, выступление Владимира Ардашева на конференции «Юридический бизнес Урала» в ноябре 2008 года).

И это не говоря о многочисленных локальных решениях – повышении информативности сайтов юридических фирм и адвокатских структур, публикациях и комментариях в СМИ, публичных выступлениях, работе pro bono, преподавании и т. д.

Что раскрываем?
• История создания фирмы;
• Численность специалистов в фирме;
• Имена и фотографии специалистов команды с описанием профессиональных достижений каждого;
• Реализованные проекты;
• Клиенты или категорий клиентов, для которых фирма выполняла работу, и их отзывы;
• Отчеты о результатах работы фирмы за год (можно не указывать финансовые показатели, но найти иной способ отразить динамику развития фирмы, например, указать стоимость сопровожденных сделок, количество клиентов, количество проведенных судебных дел, количество новых клиентов, новые продукты, которые были предложены клиентам, и т. д.). Кроме прочего, подготовка такого отчета – это хороший информационный повод;
• Список публикаций и комментариев специалистов в СМИ;
• Информация о проведенных семинарах и конференциях;
• Информация о социальных проектах – работе pro bono, актах благотворительности и т. д.;
• Интересные факты о компании и людях, работающих в ней (отдых, хобби и увлечения сотрудников);
• Ценности и подходы к работе;
• Информация о карьерной лестнице, принятой в фирме (эти сведения очень важны для потенциальных сотрудников);
• Фотографии, наглядно иллюстрирующие работу офисов фирмы.

Но кроме активного представления себя внешнему миру важно поддерживать и прозрачность внутри юридического бизнеса. Иными словами, чтобы соответствовать обстоятельствам, нужно про эти обстоятельства знать. И как это ни парадоксально, у конкурентов здесь появляются общие интересы. В конце концов, юридическое сообщество – это и есть, во многом, сообщество конкурентов. В посвященном итогам прошедшего года пресс-релизе юридической фирмы Magisters говорится следующее: «Фирма считает, что для юридических фирм СНГ прозрачность и открытость, особенно в период экономической нестабильности, приобретают исключительное значение. По убеждению Magisters, регулярное информирование делает юридический рынок более предсказуемым и позволяет его игрокам иметь четкое понимание текущей ситуации».

Прозрачность не возникает сама по себе. Это работа, которая требует ресурсов и взвешенных, продуманных действий. В интервью нашему журналу заместитель председателя правления Ассоциации юристов России, главный редактор журнала «Закон» Ян Пискунов, рассуждая о путях достижения открытости, сказал следующее: «Нужен системный подход... Причем, это не только график интервью, написание статей и реклама в деловых изданиях. Нужно доносить до рынка ту информацию о фирме, которая важна для построения и развития бренда, формировать ту модель, которую должно видеть сообщество, окружающая среда. И это касается клиентов, органов государственной власти, конкурентов, студентов, представителей смежных отраслей».

Кадры желают знать

Кадровый аспект является еще более важным. «Мы конкурируем не за клиентов, а за людей» – возможно, этот лозунг в мае 2009 года звучит уже не так бесспорно, как год назад, но всегда было и остается верным утверждение о том, что юридический консалтинг – это та сфера, где кадры решают все. И в этом смысле представление для этого «невидимого» зрителя должно быть и привлекательным, и полностью адекватным реальности.

По мнению Яна Пискунова, по сведениям об образе, по количеству информации и ее качеству, по узнаваемости в сообществе принимаются в том числе и кадровые решения (о поступлении на работу, смене работы и т. д.). «Когда вы, к примеру, выбираете профессию, учитесь в университете и, думая о своем профессиональном будущем, строите долгосрочную стратегию развития, вы почти наверняка предпочтете неизвестной фирме информационно прозрачную компанию, которая не скрывает свою структуру, кадровую политику», – считает он.

«Потребители» прозрачности
Клиенты (текущие и потенциальные); студенты; будущие сотрудники; потенциальные партнеры (в т. ч. среди юрфирм); конкуренты; органы власти; средства массовой информации.

В принятой некоторое время назад «Инициативе Международной ассоциации юристов в отношении управления юридической фирмой» очень подробно говорится об отношениях с сотрудниками. Эти рекомендации по созданию наилучшей практики дают представление и о значимости открытости, и о путях ее достижения.

«Фирмам следует четко и открыто сформулировать основу, согласно которой людей продвигают до более высоких позиций в фирме (включая партнерство). Критерии и процедуры отбора следует четко и справедливым образом описать для всех заинтересованных сторон (как для тех, кто уже находится внутри фирмы, так и для потенциально привлекаемых лиц)», – говорится в п. 18 «Методических указаний». При этом фирма не может быть понятной для внешнего окружения без соответствующей внутренней среды. Прежде всего это касается политики вознаграждения и льгот. Согласно рекомендациям МАЮ, она должна быть последовательной и предельно прозрачной: «об этой политике следует четко сообщать всем лицам внутри фирмы». Того же подхода следует придерживаться и в определении так называемых «точек карьерного перехода» (принятие в юридическое сообщество, принятие в партнерство, продвижение на руководящие позиции, выход на пенсию).

Конечно, в работе многих юридических фирм и адвокатских образований размышления о точках карьерного перехода и порядке выхода на пенсию сегодня могут показаться совсем не актуальными. Однако чем быстрее наступит время этих размышлений, тем больше будет оснований говорить и об определенном уровне бизнеса, и о реальных его перспективах в наши беспокойные времена. И, может быть, пройдет совсем немного времени до того момента, когда юристу, поступающему на работу в фирму, будут предложены четкие и понятные планы достижения партнерских высот и даже, возможно, привлекательные пенсионные программы.

Понятный юрист

На сегодня остается фактом, что если на Западе о юристах знают слишком много, то у нас очень часто – почти ничего. Это нормальная ситуация для новой экономики, которой чуть больше 15 лет. Однако в той же Украине в этом направлении продвинулись намного дальше. Об этом говорят формируемые уже несколько лет рейтинги юридических фирм, отражающие основные показатели их деятельности, активное участие профессионалов в общественной жизни и пристальное внимание деловых СМИ к работе юридических фирм. Однако и в нашей стране все меняется в лучшую сторону. И в этом направлении важен каждый шаг, каждый сигнал, каждое достижение.

Устами эксперта
О. Рябоконь: «Юридический рынок ничем не отличается от других рынков. Если мы хотим быть успешными, хотим развиваться, то информация об этом рынке должна быть доступной. На основе открытой информации аналитики прогнозируют, куда идет рынок, что дает возможность для таких стратегических менеджеров, как я, принимать дальнейшие решения, основываясь на их прогнозах и оценках» (интервью журналу «Корпоративный юрист», приложение «Рынок юридических услуг за рубежом: Украина», август 2008 г.).

В уже упомянутой брошюре АБ «ЕПАП» потенциальным клиентам предлагается по-новому посмотреть на юридические услуги: «Попробуйте взглянуть на профессиональные услуги с другой стороны. Оценивайте их не в качестве статьи операционных расходов, а в качестве инвестиций, ведущих к получению дополнительной прибыли». «Серьезные юридические фирмы могут не только избавить вас от текущих проблем, но и предложить решения с «добавленной стоимостью», – уверены авторы этого буклета.

Однако получить такие разъяснения по различным аспектам работы юристов клиенты могут только от самих же юристов. Наряду с пониманием сути и ценности юридических услуг, потенциальным клиентам важно иметь как можно более полную информацию и о различных аспектах финансового взаимодействия с юристами. Как определяется стоимость юридических услуг? Как бизнес может разумно минимизировать свои расходы на юридическую помощь? Какие дополнительные деловые возможности может дать сотрудничество с юридической фирмой? Ответы на эти и другие вопросы нужно доносить до бизнеса на самых различных уровнях, и тогда они позволят сделать юридическую отрасль более понятной.

Открытая ценность

Вырабатывая подходы к открытости юридической практики, нужно начинать с понимания потребностей своих клиентов и той ценности, которую вы создаете оказываемыми услугами. Если вы предлагаете высокоинтеллектуальный и дорогостоящий продукт, то нужно дать понять клиентам, что вы соответствуете этому уровню. Акцент нужно сделать на ярком представлении ведущих специалистов, реализованных вами проектах и на информации о текущих и прошлых клиентах.

Юридические СМИ и открытость
Одним из важнейших элементов программы продвижения компании является ее взаимодействие с юридическими СМИ. Известно, что юридическое сообщество – это основной информационный партнер таких СМИ, главный поставщик ценной информации. Ваша деловая активность – главный источник нашего контента. Нам интересно все – люди, проекты, технологии, опыт, большие и маленькие планы. Превращение информации в конкретные продукты – статьи, новостные сообщения, интервью – происходит на основе комфортного и продуктивного сотрудничества. Таким образом, появляется еще один путь к информационной открытости, причем не требующий больших ресурсов. Наиболее впечатляющий результат такого сотрудничества возникает тогда, когда источником информации о компании является не только лидер, но и другие «ответственные лица», в том числе и рядовые сотрудники. К сожалению, образ юридической фирмы очень часто неотделим от образа яркого, талантливого и харизматичного руководителя. Но возможность «посмотреть в глаза тем, кто делает работу», и услышать их, даст не меньше плюсов, чем гениальное исполнение этой роли одним человеком.

А если ваш конек – умение быстро и эффективно решать несложные юридические проблемы клиентов, то будет более чем уместна предельная прозрачность в подходах к формированию цены или даже доступный общественности прайс-лист на ваши услуги.

Такие разные новости

Информация, увы, не всегда бывает позитивной. Но даже в сложных ситуациях информационная адекватность необходима. Закрытие проектов, проблемы с персоналом, аварии и кризисы – бизнес давно не делает секрета из такого рода событий. Но почему-то юристам комментарии к негативным событиям почти всегда даются нелегко, возможно, поэтому большинство таких явлений вообще никак ими не объясняется. И это не может не выглядеть очень странно. Одна из фирм объявляет о появлении в своих рядах «команды великолепных специалистов, получивших невероятно ценный опыт во время работы в фирме Х». А фирма Х в то же время никак не комментирует происходящее. Как в такой ситуации быть клиентам? Деловым партнерам? Что делать сотрудничающим с фирмой государственным учреждениям или претендентам на место в компании?

Показательным примером открытости при донесении негативной информации является американская фирма Sonnenschein, Nath & Rosenthal со штаб-квартирой в городе Чикаго. В середине 2008 года фирме пришлось уволить 37 юристов и 87 человек вспомогательного персонала. Цифры сами по себе впечатляющие, однако еще более знаменательным было то, что фирма никоим образом не пыталась скрыть этот факт, а использовала проактивный подход для того, чтобы не допустить никаких слухов и представить свою версию происходящих событий. Сразу же после объявления этой новости сотрудникам руководство компании дало интервью в самых популярных блогах. Кроме того, никто не пытался выдать подобное увольнение за результат очередной аттестации, как это частенько делается в других юридических фирмах. Глава фирмы Эллиот Портной честно признался, что данный шаг был вызван стремлением владельцев компании улучшить финансовые показатели, в т. ч. достичь таких показателей прибыли, которые смогут позволить привлечь новых партнеров.

В этом интервью Эллиот Портной подробно описал, какие именно категории специалистов были уволены, каковы были условия пособия по увольнению. Также он отметил, что больше всего юристов было уволено в практике недвижимости и судебной практике – и при этом добавил, что это и неудивительно, поскольку это самые крупные подразделения компании.

«Мы поняли, что в некоторых практиках у нас работает слишком много талантливых сотрудников для того уровня заказов, который мы ожидали, – заявил г-н Портной, объясняя причины масштабного увольнения. – Мы захотели сбалансировать наши возможности с изменяющимися потребностями наших клиентов».

На вопрос о новых увольнениях он ответил: «Основываясь на той информации, которой мы обладаем на сегодняшний день, мы ожидаем, что будет достаточно только одного сета увольнений, который мы сделали в 2008 году. Конечно, невозможно абсолютно точно предсказать будущее, однако пока мы считаем, что увольнение 37 юристов решит все необходимые задачи».

Понятное для бизнеса состояние кризиса и серьезных деловых проблем было признано с предельной откровенностью и аккуратно, последовательно прокомментировано. Это исключило и возможные спекуляции «желтых» СМИ, и объяснило ситуацию деловому окружению фирмы. Наверное, подобный шаг был важен и для оставшихся сотрудников, ведь ответственная политика лидеров – залог успешного маневрирования в сложные времена.

Каким будет итог?

Есть два самых важных результата информационной открытости операторов юридического рынка. Во-первых, это ясное понимание клиентским сообществом значимости правовых услуг для их бизнеса. Во-вторых, возможность для юридических фирм и адвокатских образований увереннее ориентироваться в текущей рыночной ситуации. Серьезные достижения «флагманских» российских фирм в части открытости являются значимыми примерами, которые нужно использовать в своей работе как можно более широкому числу представителей юридического бизнеса.

Невидимое поле
М. Дзялошинский, председатель Совета директоров Независимого института коммуникативистики: «Любой бизнес функционирует в информационном поле. «Проводниками энергии» обычно выступают публичные массмедиа. Но они создают только часть потоков, которые бизнесу приходится учитывать. Не надо забывать, что кроме публичных медиа существуют слухи, сплетни, разговоры, «окутывающие» деятельность бизнесменов, иногда влияющие на их репутацию, да и на ситуацию в бизнесе в целом. И нередко куда сильнее, чем публичная информация».

Селективное представление клиентов о том, что есть продвинутая юридическая фирма Х, работающая на рынке М&А, и фирма Y, бесконечно компетентная в разрешении споров с участием «иностранного элемента», постепенно должно дополниться осознанием безусловной полезности юристов для любого бизнеса вообще. Причем именно пониманием, что юристы необходимы для нормального развития бизнеса, а не только как специалисты, привлекаемые в случаях, когда нужно спасать последнее. Так или иначе, это произойдет. Но в интересах всего юридического сообщества в меру сил и возможностей приближать это время.

Опубликовано в журнале Юридический бизнес, 2009