Пятница, 19, апр, 4:05

  • Автор:
    Анна Жуковская

Юрист юристу рознь. Одни, заканчивая юридические ВУЗы с красным дипломом, работают долгие годы на средней по уровню и оплате должности. Другие, вовсе не блистая оценками в учебе, создают свои юридические фирмы и добиваются вершин в профессиональной практике. Очевидно, что знаний, полученных в юридическом вузе, не достаточно, а по оценкам преподавателей не всегда можно судить, что ждет выпускника в профессиональной жизни: успех или провал.

Во многом ответ на этот вопрос кроется в извечном противопоставлении юридического образования, или теории и юридической практики. Цель любого юридического вуза – дать студентам основы правовых знаний, в то время как впоследствии работодатель, нанимая самых лучших выпускников (с точки зрения полученных знаний), вдруг обнаруживает, что ему необходимо с нуля учить молодого юриста тому, как «практиковать право». Практика требует развития определенных навыков, для освоения которых, кстати, даже великолепно знающие право выпускники могут оказаться не очень подготовленными, а то и вовсе лишенными предрасположенности.

Давайте сначала посмотрим, с какими навыками мы выходим из юридического вуза.

Первое, чему нас учат – это знание о том, где содержатся те или иные нормы права, умение разбираться в судебной практике по тому или иному вопросу. Это – зачатки навыка целенаправленного сбора правовой информации и навыка правового анализа.

Второе, что мы обычно учимся делать – это убеждать преподавателя в том, что «предмет мы знаем». В данном случае именно он и является нашим «клиентом». Все это предопределяет нашу репутацию как хорошего студента-юриста. А что делает из нас хорошего практикующего юриста?

Юрист-консультант не может быть «самоценным». Его деятельность относится к сфере услуг, а бизнес строится на обслуживании клиентов. Это означает, что и основным показателем профессионализма юриста будет не то, сколько знаний помещается в его голове, а то, что он с ними делает для пользы клиентов. Давайте разберемся, в чем же именно состоит его работа?

Хороший юрист отлично владеет пером

Написание текстов с правовым содержанием – это, наверное, основная форма деятельности юриста. Это может быть заключение (экспертное мнение юриста, справка) по правовым вопросам, проект правового документа (например, договора или искового заявления), меморандум, протокол и тому подобное.

Учат ли написанию данных текстов в вузе? Практически нет. А это означает, что начинающему юристу придется самостоятельно овладевать данными навыками. Если ему повезет с работодателем – этот навык будет развиваться не без помощи более опытных наставников.

В чем специфика навыка юридического письма?

Начнем с того, что все, что пишет юрист, носит особый характер с силу того, что каждое слово имеет определенное значение: прямое влияние на действия людей, организаций и государственных органов. Более того, то, что написано юристом, часто подвергается проверке и «нападению» со стороны юристов оппонента, судов и клиентов. Указанные факторы предопределяют и повышенные требования к юридическим текстам.

Если в ходе обучения студенты-юристы в большей степени прибегали к описательному стилю изложения (при этом большой объем студенческих текстов нередко является показателем «добротной работы»), то практическая деятельность юристов требует иного подхода.

Во-первых, юридические тексты (например, заключения) должны быть проблемно-ориентированными. Клиенту чаще всего не нужно знать, как и в какой последовательности в законодательстве регулируется тот или иной вопрос. Ему необходимо знать, как с помощью правовых норм он может реализовать или защитить свои интересы наилучшим образом. Следовательно, юридический текст интересен не сам по себе: он должен решать задачу клиента. Практикующему юристу не нужно поражать клиента своими знаниями, от него требуется комплексное решение конкретной проблемы, а правовые знания являются при этом лишь инструментом.

С этим связано и второе требование, предъявляемое к юридическим текстам: они должны быть написаны на языке, понятном адресату. Допустим, в вашем общении сторону клиента представляет корпоративный юрист. Очевидно, что юристу с юристом удобнее общаться на понятном только им «птичьем» языке (как, например, и врачам). Однако не корпоративный юрист является вашим клиентом. Любое принятое вами заключение ему, скорее всего, придется показывать своему руководству. Которое будет вправе вернуть текст назад, со словами: «А теперь, пожалуйста, расшифруйте, что здесь написано». А ведь от юриста-консультанта на самом деле требовалось лишь, чтобы он доходчивым и убедительным языком объяснил суть проблемы и предложил варианты ее решения. Кстати, как можно более кратко.

Таким образом, мы пришли к третьему замечанию: писать необходимо настолько кратко, насколько это позволяет конкретная ситуация. Типичной ошибкой начинающего юриста является попытка широко охватить проблему, на многих страницах расписывая ответ на один конкретный вопрос, потратив на это множество часов (а то и несколько дней) своей работы. За этим скрывается все то же стремление дать ответ «как на экзамене», то есть вести себя как хороший студент-юрист. А что на это скажет руководитель юридической фирмы? Он не сможет «продать» эту работу клиенту, поскольку он сам (да и клиент тоже), знает, что ответ на поставленный вопрос таких усилий не требовал. Мало того, что начинающий юрист потратил время на ненужную работу, так руководителю еще придется сокращать его первоначальный текст. Итого – временные (следовательно, и денежные) затраты фирмы взмывают вверх.

Хороший юрист отлично говорит

Казалось бы, все пять лет обучения мы только и делали, что выступали на семинарах и сдавали устные экзамены. И снова здесь хорошим студентом считался тот, кто за единицу времени мог вылить на голову преподавателя наибольшее количество систематизированной информации. Тот же, кто говорил четко, кратко и только по делу, сталкивался с массой дополнительных вопросов, так как у преподавателя возникали сомнения в знаниях студента. В реальной жизни ситуация прямо противоположна: способность четко и концентрированно излагать свои мысли зачастую является более ценной.

А высшим пилотажем станет умение отстаивания позиции и мыслей клиента – например, в процессе переговоров. Юристы же зачастую воспринимают переговоры как спор о праве, что вполне соответствует поведению хорошего студента на семинаре, в процессе обсуждения казуса или учебного «дела».

Но в практической деятельности юриста речь идет об интересах сторон, где право имеет лишь прикладное значение. В такой ситуации хорошим юристом будет тот, кто сможет точно определить данные интересы и добиться наиболее выгодного результата для своего клиента.

Хороший юрист отлично обучается и обучает

Чем дольше работает юрист, и чем выше он поднимается по служебной лестнице, тем больше ставится перед ним задач. Никто не сомневается в том, что он должен обладать глубокими профессиональными знаниями. В противном случае его исполнение работы, хотя и правильно преподнесенное клиенту, будет страдать с точки зрения качества. Однако на определенном этапе профессиональные знания будут все больше уступать место таким вопросам как развитие фирмы, поддержание взаимоотношений с клиентами, обучение младших сотрудников и т.д.

У хорошего старшего юриста должна быть хорошая команда, которая будет помогать ему в деле исполнения клиентских поручений. А для этого ему просто нельзя останавливаться в своем развитии, причем не только в узкопрофессиональном плане. Юрист должен изучать и бизнес своего клиента, чтобы говорить с ним на одном языке. А иногда для этого надо в прямом смысле слова еще и выучить другой язык, если речь идет об иностранном клиенте. Хороший юрист должен владеть навыками управления проектами. В противном случае, даже при наличии глубоких профессиональных знаний, ему будет не под силу справиться со сложными поручениями.

Наконец, хороший юрист просто обязан стать во главе хорошей команды юристов, а значит грамотно управлять ими и постоянно обучать своих сотрудников. Чтобы они также успешно проследовали по его пути: из студентов в практики. Кроме того, достоинства должны быть очевидны не только для клиентов, но и для фирмы, обеспечивая ей постоянное развитие, конкурентное преимущество и успех. А это означает, что хороший юрист – это еще и успешный юрист. Так что не стоит забывать, что ваш успех измеряется не только личными профессиональными победами (в суде, в сделках), но и достижениями и продвижением в рамках вашей юридической фирмы.