Помощника юриста во многих западных изданиях традиционно называют «трудягой». И если кто-то может выделиться своими особыми трудовыми заслугами на фоне юристов, закрывающих 2200 часов в год, значит в этом что-то есть. Не имеющие юридического образования сотрудники выполняют важную и ответственную работу, создавая условия для эффективного функционирования юридической фирмы.

Некоторое время назад казалось, что сравнивать значения, которое имеют для фирмы сотрудник вспомогательной службы и партнер, немыслимо и даже абсурдно. Кризис, давший руководству консалтинговых компаний толчок для корректировки мышления в сторону «экономных технологий», привел к новым взглядам на оптимальную структуру фирмы. Подход, ломающий стереотипы, утверждает, что «партнер и два ассистента» лучше для бизнеса, чем «два партнера и один ассистент». Это открытие стало основой для многих корпоративных реформ в условиях сжимающихся бюджетов и ужесточения конкуренции. Можно сказать, что в каком-то смысле значение вспомогательного персонала, его вклад в бизнес в последнее время существенно увеличились.

При правильном разделении труда каждый сотрудник занят своей частью работы. Но иногда рук действительно не хватает именно на самые простые или сугубо технические части проекта. Например, кто-то должен собрать все доказательства, провести исследование, составить отчет по нему, да просто собрать все бумаги в один файл, не говоря уже о копировании документов, составлении описей и т. д. Самому юристу, даже в небольшой фирме, как правило, некогда заниматься такой работой. Как раз для нее и нужны помощники или ассистенты.

ПАРАЛИГАЛ

В англоязычных странах сформировалась профессиональная прослойка помощников юристов – так называемых паралигалов. Как правило, такие сотрудники не имеют обычного юридического образования, но в некоторых странах, например, в Великобритании и США, существуют 2-3-летние курсы для получения специальности паралигала. В других странах специального образования не существует, а подобные функции, в качестве практики, выполняются лицами с незаконченным юридическим образованием либо лицами со смежным образованием.

Как показывает опыт, для того чтобы работать паралигалом, не всегда так уж необходимо специальное образование. Часто сотрудники получают необходимые навыки уже в процессе работы. А то, какое именно дело поручат паралигалу, во многом зависит от его умений, стажа работы и способностей.

В большинстве штатов США нет особенных требований к образованию таких специалистов, однако здесь существуют как минимум две ассоциации, ответственные за их сертификацию: это Национальная ассоциация помощников юриста и Национальная федерация обществ паралигалов. Первая предоставляет сертификат юридического помощника, а вторая выдает сертификат со статусом паралигала. Полученные документы помогают найти более выгодное место на рынке труда – например, в крупной компании, где, конечно, работа будет разнообразнее, а оплата выше.

Для того чтобы сдать экзамены в этих ассоциациях, необходимо окончить двухлетние курсы либо получить степень бакалавра в университете. Некоторые получают степень бакалавра в другой области, а затем идут работать паралигалами. Помимо вышеупомянутого способа, получить сертификат можно, пройдя различные тестирования в частных правовых школах и вузах страны.

Законы некоторых штатов США требуют, чтобы паралигалы были лицензированы, а не просто имели сертификаты, и это различие создает немалые проблемы для специалистов.

В большинстве стран профессиональные компетенции этой юридической специальности пока не определяются жестко заданными стандартами, она открыта к новшествам и изменениям.

СЕРТИФИЦИРОВАННАЯ ПОМОЩЬ

Помощники юристов являются средним звеном в иерархической цепочке юридических фирм. Паралигалов нанимают индивидуально практикующие юристы, юридические фирмы, агентства, корпорации и другие учреждения, оказывающие юридические услуги. В конечном итоге, ответственность за действия данных специалистов берет на себя юрист, так как именно он контролирует результат их работы. Паралигалы работают во всех областях юридической практики: криминальной, корпоративной и многих других.

Получив специальное образование или пройдя необходимую подготовку, паралигалы разбираются в юридической системе, процессуальном праве, имеют представление о нормах материального права. Ту же работу, в принципе, могли бы выполнять и сами юристы, однако передав ее выполнение «на этаж ниже», они получают экономию времени, которое стоит куда дороже, а это уже имеет огромное значение для экономики всей фирмы.
Содержание функции помощников юристов различается своей углубленностью и зависит от области практики. В целом, паралигал должен обладать общими знаниями права и его процедур, хорошо разбираться в процессе разрешения конфликтных ситуаций. Несмотря на то, что паралигал непосредственно не участвует в представлении клиента в суде, очень важным качеством данного специалиста является умение помогать людям, с которыми ему приходится работать. Кроме конкретных юристов это касается и помощи различным обществам в решении вопросов, связанных с правами человека, административных, конституционных проблем.

Часто паралигал проводит всевозможные круглые столы, организует тренинги для юристов, поддерживает их образование и развитие. Иногда паралигал может заниматься работой в нескольких областях. По большому счету его полномочия и обязанности зависят от той компании или того человека, на которого он работает. Основное правило здесь только одно: паралигал редко встречается с клиентом и в случае контакта с ним всегда должен предупреждать, что он не является юристом, снимая тем самым с себя ответственность и не вводя клиента в заблуждение относительно своих полномочий.

В благоприятные для рынка консалтинговых услуг годы число паралигалов росло, а направления их работы становились все более разнообразными. Часто их включали в проектные команды, в состав которых также входили юридические консультанты, специалисты по информационным технологиям и другие эксперты.

ПРАВАЯ РУКА

Детали работы паралигала зависят от него самого, требований фирмы и правил, установленных в каждой конкретной команде. Многие помощники признаются, что работать приходится немало, но они вполне довольны процессом. Чаще всего паралигалам поручают разговоры с полицией, сбор фактов по делу, подготовку докладных записок по нему и рутинную бумажную работу. Таким образом, паралигал становится своего рода источником данных по делу клиента – сосредоточением информации и деталей по нему, координатором работы.

Например, Мина Гонзалес, паралигал из Онтарио, объясняет, что занимается планированием, управлением финансовых, административных и трудовых обязанностей всей юридической команды ее офиса. Кроме того, она проводит тренинги и следит за работой других паралигалов и техперсонала. Иногда паралигалы выполняют функцию помощников в управлении рисками компании или других отделах менеджмента, а также маркетинга. Так, Майкл Франкер, паралигал из Канады, помогает с управлением документооборотом в особо сложных делах, а также следит за бюджетом фирмы, проектным менеджментом, вопросами имиджа, организацией поставки канцелярских принадлежностей, помогает разрабатывать и составлять учебники, руководства и курсы для тренингов.

Иногда паралигал заменяет младших юристов, выполняя работу, которую им приходилось делать ранее: например, проверяет собранные доказательства. Также помощники юриста могут принимать активное участие в организации управления знаниями в компании, что особенно удобно, учитывая их общую осведомленность о каждом конкретном деле. Они помогают сделать доступ к информации более удобным и обширным. Несмотря на то, что паралигал – понятие, известное во всех англоязычных странах, обязанности этих специалистов и требования к их квалификации отличаются.

В Америке существует список из пяти действий, которые уполномочен совершать исключительно юрист. Можно сказать, что паралигал имеет право выполнять все остальное. Таким образом, методом исключения можно прийти к выводу, что вне компетенции помощников оказываются следующие возможности: устанавливать профессиональные отношения с клиентом, предоставлять юридический совет, представлять клиента на суде, заменять юриста на процессе, устанавливать стоимость юридических услуг и брать за них гонорар.

Все остальные задания, которые даны такому специалисту компанией или отдельным юристом, могут и должны быть исполнены на нужном уровне. Иногда паралигалы носят звание «менеджера дела», так как отвечают за его продвижение. Благодаря работе паралигалов юрист имеет больше времени, чтобы разобраться непосредственно с юридической стороной процесса, избегая всяческих рутинных сборов данных, проведения исследований и подшивки всего этого в один файл.

БРИТАНСКИЕ КОРНИ

Исторически паралигалы берут начало от таких помощников юристов как клерки и секретари, о которых упоминается еще в произведениях Диккенса, а родиной самого понятия «паралигал» также является Великобритания. Паралигалы здесь помогают солиситорам, выполняя всю бумажную, поисковую и дополнительную работу. Само слово в данном значении вошло в употребление примерно в 1960 годах.

Основной проблемой отрасли паралигалов в Британии является то, что здесь практически нет контроля над тем, кто именно может носить этот статус, не определены требования к подобной работе и образованию. По большому счету любой человек может назваться паралигалом и даже давать юридические советы всем желающим, не возлагая на себя серьезной ответственности. Национальная ассоциация лицензированных паралигалов пытается справиться с этой ситуацией, но пока у юристов все равно остается достаточно поводов для недовольства. На сегодняшний день паралигалы могут даже выступать в суде по малым тяжбам. В планах ассоциации – добиться права выступать в судах магистрата, Королевском и Верховном судах.

Чтобы получить должность солиситора в компании, многие выпускники британских юридических факультетов обязаны проработать в ней какое-то время в качестве паралигала, так как некоторые фирмы взяли за правило нанимать юристов, взращенных в своих стенах. Таким образом, в Соединенном Королевстве статус паралигала часто является ступенью к достижению позиции барристера или солиситора, однако студенты пытаются бороться с таким положением дел, поскольку им вовсе не хочется тратить время, работая помощниками.

СПРОС НА ПРОФЕССИЮ РАСТЕТ

Еще совсем недавно было сложно найти выпускников юридических университетов США, мечтающих работать паралигалами или вообще допускающих мысль о возможности такого начала своей карьеры. Если для Великобритании это было типично, то в Америке паралигалами чаще становились лишь те, кто не смог окончить университет или окончил его по специальности, не связанной с юриспруденцией.

Теперь же студенты все чаще задумываются над тем, чтобы вначале поработать на этой позиции. Дело в том, что раньше будущие юристы просто не знали всех деталей и возможностей этой профессии, полагая, что она больше напоминает будни секретарей или статистов, работающих только с бумагами. Однако сегодня, скажем, в той же Британии многие уже считают, что паралигал порой может запросто заменить солиситора и даже представлять своего клиента на суде.

При всей значимости паралигалов оплата их труда не всегда является такой, какой бы они хотели ее видеть. Чаще всего зарплата паралигалов фиксирована, но иногда, бывает, они выполняют работу в качестве части общественного долга, то есть делают ее добровольно. Средняя зарплата паралигала в Америке составляет сегодня 50 000 долларов, если он работает на государство, и может дойти до 100 000 долларов, если специалист устроен в крупной компании. Иногда также зарплата зависит от конкретной области, в которой специалист помогает юристу. И, конечно, нельзя забывать о различных премиях, размер которых, как водится, определяет сама фирма.

ГРАНИЦЫ СТИРАЮТСЯ

Подведем итог наших изысканий. Паралигалы – это своеобразные помощники юриста, которые часто выполняют работу юридических библиотекарей, ассоциатов, а в Британии – отчасти даже самих солиситоров. Границы этой профессии настолько размыты, что можно смело сказать: лучше самого паралигала никто не знает, каковы именно его обязанности. Одно известно точно – вся ответственность за выполненную работу в итоге лежит на том юристе, которому помогает паралигал, и если уж он сам невнимателен, то тут уж никакая помощь не пойдет впрок.

История показывает, что помощники у юристов существуют уже не один десяток лет, но именно сейчас роль этих трудяг становится наиболее заметна, а полномочия неизменно растут, увеличивая и спрос на эту работу. Открытым же остается только один вопрос: не получится ли так, что помощники, лучше всех разбирающиеся во всех деталях дела, однажды станут выполнять и всю основную работу вместо юристов?