СМИ как инструмент давления.
Международные инвесторы все чаще прибегают к использованию средств массовой информации в качестве стратегического инструмента для оказания давления на суверенные государства, отказывающиеся исполнять решения международных арбитражей, говорится в последнем исследовании компании Thorndon Partners.
Совокупный объем долгов, взысканных инвесторами через арбитраж, но не выплаченных правительствами, достигает колоссальной суммы в 83 миллиарда долларов США. Проблема повлияла на выбор средств ее решения. Традиционно «тихие» арбитражные споры становятся объектом внимания медиа. Эта тактика направлена на то, чтобы создать стимулы для правительств активнее защищать свою репутацию и, в идеале, погашать долги.
Традиционные юридические механизмы принуждения к исполнению решений арбитража против суверенных государств часто оказываются малоэффективными и требуют много времени. Привлечение медиа - один из более агрессивных подходов. Инвесторы нанимают специалистов по связям с общественностью и международные консалтинговые агентства, чтобы координировать информационные кампании, цель которых – создать репутационные и политические риски для стран-должников.
Основной мишенью таких медиа-атак становится репутация государства на мировой арене. Инвесторы целенаправленно освещают случаи невыполнения обязательств в авторитетных международных изданиях, что может негативно сказаться на кредитном рейтинге страны, отпугнуть потенциальных иностранных партнеров и осложнить доступ к глобальным финансовым рынкам. Публичный резонанс заставляет правительства задуматься о долгосрочных последствиях.
Исследование Thorndon Partners показало, что только в 2024 году было опубликовано более 1600 новостных статей на английском языке в пяти самых популярных арбитражных центрах мира, в среднем по четыре статьи в день. И это несмотря на то, что ключевым преимуществом арбитражных споров для сторон является их предполагаемая конфиденциальность.
Лидером в том, чтобы «пролить свет» на проблемы с долгами, являются деловые СМИ Лондона (31% всех публикаций этого типа). Далее следуют медиа Сингапура, Парижа, Пекина и Гонконга.