Сотрудничество крупных столичных и региональных фирм является весьма актуальной темой для российского юридического рынка.
Красноярская фирма «ЮСБ Консалтинг», которая в настоящее время серьезно реорганизует свою деятельность и пытается выйти на новый рынок более сложных юридических услуг для среднего и крупного бизнеса, заинтересована в сотрудничестве с опытными компаниями. Однако здесь, по мнению управляющего партнера фирмы Максима Богомолова, возникают свои серьезные трудности.
В 1999 году окончил факультет информатики и процессов управления Красноярского Государственного Технического Университета. В 2002 году получил диплом юриста Красноярского Государственного Университета. Окончил Президентскую программу подготовки управленческих кадров в 2007 году. Профессиональную юридическую практику начал в 2001 году в качестве штатного юриста в российских компаниях. В 2004 году возглавил юридическую фирму Центр Юридического Сопровождения Бизнеса. В 2008 году стал управляющим партнером юридической фирмы «ЮСБ Консалтинг» (преемник Центра ЮСБ). Специализируется на договорном и налоговом праве и арбитражном процессе.
Насколько для реализации стратегии вашей фирмы важно сотрудничество с другими участниками рынка?
Мы поставили себе цель выйти в сегмент более сложных проектов. К таким проектам, в частности, относятся сопровождение инвестиционных проектов, комплексных сделок и экспортно-импортных операций, а также представление интересов клиентов по сложным судебным процессам. Для того чтобы закрепиться в новом сегменте, нам нужен соответствующий опыт и обладание новым набором компетенций. Это и умение показать клиентам необходимость и ценность более сложных видов правовой работы, и навыки решения нетиповых юридических задач, и способность скоординировать деятельность команды юристов для реализации сложных проектов, и многое другое. Приобрести все эти компетенции мы можем как путем постепенного накопления своего уникального опыта, так и изучая и перенимая чужой опыт. Наша стратегия включает набор задач, которые охватывают оба подхода.
Нам, безусловно, важно и интересно сотрудничество с другими юридическими фирмами. Это позволит нам накапливать опыт выполнения комплексных и территориально-распределенных проектов и перенимать технологии организации нашей внутренней деятельности. К тому же важно помнить, что мы все живем в очень большой по территории стране, где в каждом ее уголке – «свое правовое поле и культура». Сотрудничество с фирмами из других регионов позволяет выполнить территориально распределенную клиентскую задачу с учетом местной специфики.
Есть ли у вашей фирмы опыт сотрудничества с национальными или международными юридическими фирмами?
Да, мы время от времени обмениваемся информацией и выполняем несложные поручения и небольшие проекты по заказу федеральных юридических фирм. Однако примеров сотрудничества с крупными национальными компаниями по совместным комплексным проектам у нас пока нет.
Есть небольшой опыт работы с международными юридическими фирмами. Так, мы сейчас выполняем для иностранного юридического лица весьма интересный проект по защите от рейдерского захвата дочернего предприятия, расположенного в Красноярском крае. В феврале 2007 года рейдеры попытались захватить предприятие и вывезти оттуда имущество. Иностранная компания наняла нашу фирму для выполнения основной работы по защите от захвата. Для контроля и подстраховки клиент привлек также международную юридическую фирму Salans. Мы дистанционно согласовывали каждое свое действие с юристами этой фирмы. Причем в основном они ничего не предлагали – только одобряли. По прошествии трех месяцев, после того, как клиент убедился в качестве и надежности нашей работы, мы действовали уже самостоятельно. В августе этого года должен закончиться последний судебный процесс, который восстановит «статус-кво» иностранного лица.
Другой пример связан с фирмой Baker & McKenzie. По заказу иностранного клиента мы совместно с американской фирмой должны были представлять его интересы в арбитражном суде. Предполагалось, что юристы Baker & McKenzie будут готовить все необходимые документы, а мы будем представлять интересы клиента в местном суде. На текущий момент мы провели интенсивную совместную работу по подготовке документов в суд, с учетом сложившейся ситуации по делу и местных «стандартов», и сейчас готовы качественно представлять интересы клиента.
Есть и другие примеры, но все они связаны с решением несложных задач, и я бы не назвал это сотрудничеством.
Некоторые национальные компании уже начали сотрудничество с регионами. Предлагали ли вашей фирме сотрудничество кроме выполнения разовых поручений?
Да, нам периодически поступают подобные предложения, но пока они больше напоминают приглашения поработать «официантом». Так, к примеру, некоторые крупные юридические фирмы предлагали нам такую форму сотрудничества, при которой мы бы осуществляли поиск крупных и/или сложных заказов на территории Красноярского края. Далее столичная юридическая фирма выполняла бы их и платила нам определенный процент («чаевые»), без гарантии участвовать в этом проекте.
С чем, по Вашему мнению, связан такой подход?
На мой взгляд, данное предложение строится на нескольких заблуждениях, бытующих среди крупных российских фирм.
Считается, что региональные юридические фирмы в профессиональном плане очень слабы и не способны исполнять сколь-нибудь серьезные проекты. Конечно, большинству региональных юридических фирм еще многому нужно учиться. Однако среди нас есть и такие, которые на голову выше многих крупных московских фирм. К таким, к примеру, можно отнести екатеринбургские фирмы «Ардашев и партнеры» с ее впечатляющим опытом по налоговым вопросам или компанию «Интеллект-С», специализирующуюся в области права интеллектуальной собственности.
Второе заблуждение связано с переоценкой емкости региональных рынков. Считается, что у местных предприятий возникает множество правовых задач, с которыми локальные юридические фирмы не справляются и для решения которых нужно привлекать национальные фирмы. Насколько я знаю, головные офисы большинства крупных региональных компаний Красноярского края и, скорее всего, многих других регионов, находятся в Москве, и, соответственно, внешних юристов они ищут там же. В регионах же остаются по большей части заказы от местной власти, а также от среднего и малого бизнеса. Те крупные проекты, которые все же остаются в регионе, мы в любом случае будем пытаться делать самостоятельно или совместно с другими региональными компаниями.
М. Богомолов: «Я также не исключаю, что и мы будем сливаться с кем-то, но это произойдет не в настоящее время. В любом случае при диалоге с региональными фирмами мы разговариваем как равные партнеры, а это очень важно. Нам для того, чтобы выходить на новый уровень, действительно нужно будет объединяться и недостаточно будет открыть офис в Москве. Особенно после вступления в ВТО – когда иностранные компании придут на российский рынок, в том числе на региональный, и, возможно, приведут с собой своих внешних консультантов».
Третье, весьма распространенное заблуждение связано с тем, что региональные юридические фирмы якобы либо зависимы, либо очень бояться поссориться с местной властью и крупным бизнесом. Поэтому они не берутся за крупные проекты с их участием и предпочитают пригласить национальную «независимую» юридическую фирму, которая «не боится» местную власть. Но разве те же национальные фирмы боятся браться за проекты, в которых на противоположной стороне участвует федеральная власть? Думаю, нет. Так почему же мы должны опасаться? Мы ценим свою независимость и активно участвуем в спорах с местной властью и крупным бизнесом.
И, наконец, есть мнение, что региональным фирмам проще получить бонус за найденного клиента или выполнить простейшую работу. Возможно, на рынке и есть такие игроки, однако для более или менее серьезно настроенных фирм важнейшим является развитие. Нам интересно прежде всего равноправное сотрудничество, в рамках которого мы можем получить опыт выполнения сложных и интересных проектов и повысить тем самым свой профессиональный уровень.
В чем Вам видится решение данной проблемы?
Я думаю, что успешное сотрудничество между столичными и региональными фирмами возможно только в условиях, когда стороны будут избавляться от сложившихся стереотипов и находить взаимовыгодные формы взаимодействия.
Один из прогнозов развития российского юридического рынка – это слияние региональных фирм и их выход на федеральный уровень. Именно такие процессы в свое время произошли в США и Великобритании. Насколько, на Ваш взгляд, это актуально для нашей страны?
Да, это вполне реалистичный прогноз, но, я думаю, не на самую ближайшую перспективу. Дело в том, что уровень юридического сервиса и менеджмента большинства региональных юридических фирм еще не достиг порога, позволяющего успешно объединяться. Хотя диалоги между региональными фирмами на эту тему уже ведутся, а некоторые из них (например, уральские) даже предпринимают попытки объединения усилий. Нужно отметить, что в таких обсуждениях участвуют не только региональные фирмы, но и московские. Хотя с ними у нас пока не получается такого хорошего диалога, как с региональными. При встречах с ними у меня складывается ощущение, что они смотрят на нас, как акулы на мелкую рыбешку, или точнее, они – это «настоящая команда», а мы – «парни, которые подают полотенца» или в лучшем случае – «игроки запаса, полирующие скамейку». Когда же мы встречаемся с региональными фирмами, у нас намного лучше получается диалог. В этом деле нам очень помогают межрегиональные встречи. Яркий пример – недавний новосибирский форум, на котором мы много обсуждали возможности кооперации. Я думаю, что еще пара таких встреч, и многие уедут объединенными.
На рынке уже есть прецедент объединения усилий двух фирм – екатеринбургских компаний «ЭНСО» и «Ардашев и партнеры». Что Вы можете сказать по поводу этого события? Можно ли считать это началом новой тенденции?
Да, я считаю это началом новой тенденции. Объединили усилия действительно две очень сильные юридические фирмы Екатеринбурга. Такой альянс является важным для обеих сторон и позволит им решать более комплексные задачи и, скорее всего, на более высоком уровне. На мой взгляд, к этому рано или поздно придут многие российские региональные фирмы. Наши коллеги в Екатеринбурге в этом плане стали зачинателями, и к этому были, на мой взгляд, важные предпосылки.
Рынок юридических услуг Уральского региона весьма развит. Екатеринбургские фирмы первыми создали некоммерческое партнерство юридических компаний и начали планомерное регулирования рынка. Они первыми из регионов стали проводить конференции по юридическому бизнесу. Они же, скорее всего, создадут и первую саморегулируемую организацию юридических фирм. Поэтому неудивительно, что в Екатеринбурге произошло и первое объединение. Я искренне рад за своих уральских коллег и благодарен им за то, что они сделали такой сложный для регионов шаг и тем самым показали пример остальным. Надеюсь, что через некоторое время они поделятся с нами своим новым опытом.
Национальные и международные юридические фирмы заинтересованы в том, чтобы идти в регионы – вслед за своими клиентами. Это повлияет на развитие региональных рынков?
Однозначно повлияет. Причем будут как положительные, так и отрицательные моменты. У региональных фирм появятся ориентиры в качестве и стандартах работы и обслуживания клиентов. В то же время национальные и международные фирмы зададут и новые стандарты по уровню заработной платы и условий работы среди квалифицированных специалистов, которые вряд ли сразу смогут поддержать местные фирмы. Это, возможно, повлечет потерю некоторых специалистов. Будут и другие последствия, например, потеря части крупных клиентских заказов.
Беседовала: Мария Лако