Новый год 1

«Не нужно опускать руки»: интервью с Анной Цират

12. 11. 2018
posted by: Юридический бизнес
Просмотров: 106
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Rating 0.00 (0 Votes)

Фирма «Юрвнешсервис» является одной из старейших украинских юридических компаний.

bigstock Concept Of Building 428

Она оказывает юридические услуги в различных областях предпринимательской деятельности и обслуживает как украинские, так и иностранные компании.«Юрвнешсервис» заслужила награду «Юридическая фирма года в сфере налогообложения в Украине-2008». Специалисты компании говорят, что за многолетнюю историю они не проиграли ни одного спора против налоговой инспекции. Об особенностях развития и секретах такого успеха мы побеседовали с партнером фирмы Анной Цират.

Анна, расскажите немного о себе, о Вашем пути в юриспруденцию?

Мой путь был стандартным по западным меркам и необычным по российским или украинским. Первоначально я окончила романо-германский факультет Киевского государственного университета, год преподавала там английский язык на юридическом факультете, а затем поступила на него учиться. Окончив юридический факультет, я довольно быстро после этого защитила кандидатскую диссертацию, а сейчас работаю над докторской. Именно такой подход распространен на Западе: первично студенты оканчивают филологический или исторический факультеты и только после этого поступают в школу права.

Анна Цират
Окончила юридический факультет Киевского государственного университета им. Т. Шевченко по специальности «хозяйственное право» и факультет романо-германской филологии по специальности «английский язык и литература». Проходила профессиональную стажировку в Международном институте развития права (IDLI) в Риме. В 2003 году защитила кандидатскую диссертацию по теме «Договоры франчайзинга».
Кандидат юридических наук, адвокат, член международной коллегии адвокатов (IBA), член Киевской городской коллегии адвокатов, член международной правовой организации Center for International Legal Studies (Австрия), сотрудничает с Институтом унификации международного частного права (UNIDROIT) (Италия).
Специализируется в области авиационного права, агентских и дистрибьюторских договоров, создания франчайзинговых и дистрибьюторских сетей и др. Ведет активную научную и преподавательскую деятельность, является автором ряда научных статей по франчайзингу, агентским и дистрибьюторским соглашениям.

Каковы основные особенности фирмы «Юрвнешсервис», чем она отличается от конкурентов?

Наше отличие от конкурентов – приобретение глубоких знаний в определенных отраслях права и, как следствие, признание нас экспертами в этих отраслях даже нашими конкурентами. Так сложилось, что в нашей фирме не одна я имею степень кандидата юридических наук, но также и другие наши партнеры.

Совмещение научной и практической работы находит выход в наших публикациях. Причем я говорю не только о статьях в профессиональной прессе, но также и о монографиях. Как показала практика, наши конкуренты пользуются этими монографиями в качестве настольных книг. Могу сослаться на несколько случаев, когда для клиента, подбирающего на аутсорсинге юридическую фирму, решающим моментом стало именно желание консультироваться у тех, кто пишет книги, а не у тех, кто их читает. Это существенный стимул для нас продолжать затрачивать время и усилия на подготовку новых изданий.

Какие тенденции Вы могли бы выделить в разрешении судебных и, в частности, налоговых споров на Украине? Оказал ли кризис какое-либо влияние на развитие этого сегмента?

Самая главная тенденция, которую необходимо выделить при разрешении налоговых споров, – это полное нежелание судов удовлетворять требования налогоплательщиков по незаконному начислению санкций. К сожалению, эта тенденция еще более усилилась благодаря кризису.

В бюджете нет денег, система административных судов, в которых рассматриваются налоговые споры, начала формироваться, по большому счету, года два назад, и в ней практически нет судей, утвержденных на должность пожизненно. Судьи, пришедшие на работу в административные суды, зачастую не очень знакомы с налоговым законодательством и не стремятся улучшить свои знания. Эти факты способствуют «сговорчивости» судей при неофициальных указаниях правительства максимально пополнять бюджет путем отказа в удовлетворении исков налогоплательщиков.

Споры стоимостью более 1 млн гривен (2,3 млн рублей) находятся на особом контроле у председателя соответствующего суда. Такая ситуация ведет к необходимости для налогоплательщика внимательно относиться к заключаемым сделкам, прогнозировать реакцию на них налоговых органов, отстаивать свою позицию на стадии проведения налоговых проверок, быть твердым и терпеливым в случае необходимости рассмотрения спора в судебных органах.

Проиллюстрируйте, пожалуйста, налоговую практику Вашей фирмы в цифрах. Сколько юристов задействовано в ней? В каком количестве налоговых споров адвокаты «Юрвнешсервиса» приняли участие в 2007 и 2008 годах? Какова сумма выигранных налоговых споров?

В нашей фирме в налоговой практике задействовано 8 человек, включая 4 партнеров. В 2007–2008 годах мы участвовали в судебном рассмотрении более 15 споров, общая цена которых превысила 20 млн гривен (46 млн рублей). Практически все эти споры были выиграны. Я говорю практически, потому что один из них, на сумму почти 2 млн гривен (4,6 млн рублей), был отправлен на новое рассмотрение, что на самом деле и было нашим требованием. Клиент пригласил нас участвовать в споре на стадии кассационного обжалования, когда две первые инстанции были им проиграны. Мы доказали в кассационной инстанции несостоятельность решений, направленных против нашего клиента, и добились передачи спора на новое рассмотрение.

Расскажите об основных факторах, приемах, технологиях, которые позволяют Вам так успешно развивать налоговую практику?

Я считаю, что одним из основных факторов является наш опыт. Именно благодаря нему мы смогли разработать определенные приемы и технологии для выработки стратегий защиты позиции клиента. Простота и эффективность некоторых приемов таковы, что в дальнейшем, при возникновении схожих проблем, клиенты могут даже не обращаться к нам за подготовкой основных процессуальных документов, а сделать это самостоятельно, тогда как мы лишь курируем весь процесс. При этом клиент получает положительный результат, хотя мы непосредственно не представляем его в судебном процессе.

Вы подчеркиваете важность подхода, при котором юристы относятся к проблеме клиента как к своей собственной и рассматривают варианты ее решения, в первую очередь, с точки зрения бизнес-задач. Расскажите, пожалуйста, подробнее об этом подходе и проиллюстрируйте его на примерах.

Вы правы, примеры являются наилучшей иллюстрацией. Так, к нам обратился один из наших постоянных клиентов в связи с отказом налоговой инспекции выплатить бюджетную компенсацию по НДС на определенную сумму. Причем размер суммы, не принятой налоговой инспекцией, составлял не более 100 тыс. гривен, в то время как сумма бюджетной компенсации, подтвержденной налоговыми органами, превышала 2 млн гривен.

Все бизнесмены знают, как важен возвращаемый государством НДС и какие проблемы вызывает задержка с выплатой данного налога. Украинское законодательство предусматривает, что компенсация НДС происходит лишь при отсутствии споров с налогоплательщиком по любой из частей компенсируемого НДС.

В результате, клиент оказался перед выбором: либо требовать к признанию на компенсацию указанную небольшую сумму, либо «забыть» о ней на время (срок исковой давности по обжалованию решений налоговых органов – 1 год) и получить 2 млн гривен – так необходимых оборотных средств. Мы рекомендовали клиенту отсрочить судебный процесс, хотя отказ в признании сумм был совершенно надуманным и больше походил на провокацию.

Рассмотрение самого дела и наши рекомендации были даны в июле 2008 года, и уже в августе клиент получил 2 млн гривен бюджетной компенсации. Если бы мы дали иную рекомендацию, то несмотря на возможное положительное судебное решение по делу о 100 тыс. гривен, даже в сентябре клиент уже ничего не получил бы, потому что к концу августа на Украине начался резкий, полномасштабный финансовый кризис, имевший следствием задержки выплат из бюджета, начиная с октября 2008 года. Мы нисколько не жалеем, что не заработали своего гонорара на судебном рассмотрении спора, так как клиент остался в результате более чем доволен и полностью уверен в том, что его интересы стоят для нас выше собственных.

Какими качествами должны обладать юристы, специализирующиеся на налоговых спорах?

Среди юристов существует расхожее мнение, что налоговые споры – это страшно сложно, и разобраться в них может только бухгалтер. С моей точки зрения, это неправильный подход. Любой налоговый спор – это спор о праве, применимом к действиям налогоплательщика. Самое главное для юриста, который рассматривает спор, – разобраться в деталях того, какие именно положения закона должны применяться к действиям налогоплательщика, а не полагаться на позиции, выработанные бухгалтером предприятия. Иногда оказывается, что доказать правоту действий налогоплательщика значительно проще, опираясь на иные нормы законы, нежели чем на те, которые предлагаются его бухгалтером. Поэтому самое главное качество юриста – это способность мыслить независимо и не бояться отстаивать правоту своей позиции.

Другим, не менее важным качеством является усидчивость. Зачастую один акт проверки может представлять собой документ, превышающий 500 страниц. Важно не только прочитать этот документ, но и разобраться в нем, понять, в чем ошибочность позиции налоговых органов.

Безусловно, юрист должен обладать необходимыми знаниями, чтобы защитить позицию налогоплательщика. Речь идет о знании не только налогового законодательства, но и гражданского, хозяйственного, процессуального.

В одном из опросов, проводимых нашим журналом, Вы отметили, что одним из ключевых факторов успеха для юридических фирм является постановка конкретных целей развития. Какие цели ставит Ваша компания в ближайшие пять лет, в т. ч. цели и по налоговой практике?

Основная цель развития компании – развитие качественное, а не количественное. Мы хотим, чтобы наши помощники, занятые в налоговой практике, сумели овладеть необходимыми навыками на таком же уровне, как и работающие в практике партнеры. К сожалению, это процесс не быстрый. Также мы подыскиваем новых специалистов для работы в практике, так как ожидаем ее расширения во время кризиса. Налоговые органы будут склонны к начислению незаконных штрафов для пополнения бюджета, и, соответственно, наша услуга будет более чем востребована.

Вы отмечали, что юридические фирмы на постсоветском пространстве не знают фундаментальных основ работы, заложенных на Западе, копируют только верхушку айсберга и могут лишь предполагать, как функционирует невидимая часть. Насколько в «Юрвнешсервис» знакомы с этой «подводной» частью?

Думаю, что «Юрвнешсервис» так же, как и иные юридические фирмы, не полностью овладел невидимой частью. К ключевым технологиям управления я бы отнесла внедрение специализированных систем документооборота и биллинга. Использование этих систем позволяет, с одной стороны, контролировать занятость каждого, с другой, упрощает систему выставления счетов и уменьшает количество времени, которое необходимо для их подготовки.

Издания специалистов фирмы «Юрвнешсервис»
«Агенты и дистрибьюторы в Украине» – раздел для международного издания Agency and Distribution Law (1997); «Иностранные инвестиции в Украине сегодня», Comparative Law Yearbook of international business, Vol. 20, Kluwer Law International (1998); «Франчайзинг и франчайзинговые договоры» (2002); «Международный коммерческий арбитраж как способ разрешения внешнеэкономических споров» (1997); «Международный коммерческий арбитраж» (2002).

Для примера могу сказать, что внедрение биллинговой системы позволило нам увеличить доходы компании на 20 % просто благодаря более точному учету затраченного времени. Оказалось, что часть работ ранее вообще не принималась к учету. Речь идет о недолгих консультациях по телефону, ответах на простые вопросы и т. п.

Другая технология, которая позволяет нам успешно развиваться и которая повсеместно сейчас используется многими юридическими и иными фирмами, – это построение и поддержание имиджа компании.

Какие еще внутренние управленческие технологии помогают успешно развивать фирму в целом и налоговую практику в частности?

Мы считаем, что юрист в своем владении правом должен быть универсален, вместо того, чтобы сосредотачиваться на изучении какого-либо одного из направлений. Наша позиция основана, в первую очередь, на все большей необходимости практиковать в смежных отраслях права. Так, например, при консультировании инвестиционного проекта невозможно оставить за бортом вопросы налогообложения. И хотя при консультировании таких проектов формируется команда, состоящая из специалистов в инвестиционной деятельности и налогообложении, каждый из них должен знать фундаментальные основы инвестиционного и налогового права.

При подготовке международных договоров либо в корпоративной сфере, либо при финансировании приобретения объектов движимого и недвижимого имущества необходимо знание принципов избежания двойного налогообложения. Если у клиента есть возможность в качестве иностранного контрагента выставить компании, зарегистрированные в различных юрисдикциях, необходимо понимать, какая юрисдикция будет наиболее благоприятной при реализации проекта.

Подобных примеров можно привести множество. Именно поэтому в нашей фирме проводятся внутренние специализированные семинары и обсуждения, которые позволяют работающим у нас юристам эффективно овладевать смежными знаниями и качественно консультировать клиентов.

Какой совет Вы могли бы дать фирмам, которые хотели бы усилить свои налоговые практики?

Не опускать руки. При ведении судебного процесса в налоговой сфере судья демонстрирует адвокату свое нежелание вникать в его позицию. Эта демонстративность наиграна и зачастую вызвана ненадлежащим знанием законов самим судьей. Важно представлять свою позицию максимально просто, используя короткие фразы, ссылки на закон, в необходимых случаях – цитирование. Представляемая позиция должна быть доходчивой. Там, где это возможно, ссылки должны делаться не только на налоговые законы, но и на гражданское и хозяйственное законодательство.

Беседовал: Семен Фролов

Опубликовано в журнале Юридический бизнес, 2009

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Яндекс.Метрика