«Регионсервис»: юридическая практика по всем правилам

06. 06. 2018
posted by: Юридический бизнес
Просмотров: 128
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Rating 0.00 (0 Votes)
  • Автор:
    Мария Лако

Списку клиентов кемеровской коллегии адвокатов «Регионсервис» могут позавидовать крупнейшие столичные юридические фирмы. О том, как региональная компания добилась столь впечатляющих успехов, читайте в статье нашего постоянного корреспондента.

Fotolia 141622409 XS1

Традиционно престиж юридической фирмы на Западе определяется ее историей. Многие лидеры правового рынка в Нью-Йорке, Лондоне и других крупных городах мира насчитывают более ста лет практики. Деловые связи, опыт и репутация фирм передаются из поколения в поколение, и зачастую именно это привлекает к ним клиентов.

В России ситуация иная: даже старейшие юридические фирмы и адвокатские образования насчитывают не более одного-двух десятков лет. И, тем не менее, молодые и амбициозные компании демонстрируют высочайший профессионализм и добиваются весьма показательных результатов. Причем не только в столицах, но и в провинции.

Начало

Специализированное адвокатское бюро «Регионсервис» была создана в 2000 году тремя выпускниками юридического факультета Кемеровского государственного университета: Андреем Кириковым, Денисом Рыбаковым и Сергеем Учителем. Их первым совместным проектом было отстранение группы «МИКОМ» от управления ОАО «Кузнецкий металлургический комбинат». В результате контроль над заводом получил их клиент – «ЕвразХолдинг»; был произведен расчет с основными кредиторами, а на базе комбината созданы несколько новых предприятий (в том числе ОАО «Новокузнецкий металлургический комбинат»).

Кириков, Рыбаков и Учитель осознали, что спрос на услуги высокопрофессиональных юристов, которые способны отстаивать интересы инвесторов в Кузбасском регионе, будет только расти. И действительно, крупные российские финансово-промышленные группы начали проявлять немалый интерес к различным отраслям промышленности Кузбасса.

Специализация на определенном направлении, а именно – корпоративном праве, позволила юристам сконцентрировать свои усилия на сегменте, где они смогли отточить свой профессионализм. Однако поначалу им пришлось отстаивать свое право работать в выбранном направлении. В начале 2000-х гг. все члены областной коллегии адвокатов были обязаны вести «бесплатные дела» – то есть участвовать в уголовных процессах в качестве государственных защитников. Чтобы сохранить специализацию на корпоративном праве, партнерам «Регионсервиса» пришлось повысить отчисления в коллегию до 5% от всех поступающих гонораров.

В то время сама идея создать бюро (а именно с этой организационной формы начинался «Регионсервис») была инновационной. В соответствии с действовавшим на тот момент Положением об адвокатуре РСФСР, адвокаты трудились в рамках юридических консультаций. Однако создателей компании привлекала именно идея партнерства, в рамках которого они могли бы объединить свои усилия, на коллегиальной основе принимать решения и нести коллективную ответственность перед клиентом.

К счастью, эта идея нашла отклик у тогдашнего руководства областной коллегии адвокатов, и бюро начало свою работу. Выбранный слоган – «Партнерство во имя успеха» – стал воодушевляющим девизом для новой адвокатской практики. В 2003 году, в связи с принятием нового российского Закона об адвокатской деятельности, бюро было преобразовано в самостоятельную коллегию адвокатов.

«Мы, к счастью, застали тот период времени, когда формировались крупнейшие российские финансово-промышленные группы – «Русский алюминий» и «ЕвразХолдинг», – рассказывает Сергей Учитель. – Именно в те годы мы приобрели неоценимый практический опыт. Работать приходилось сутками: мы буквально жили в своем офисе».

В настоящее время в составе коллегии трудятся три десятка специалистов. В 2007 году адвокаты провели сотни судебных дел, экономический эффект от которых для клиентов «Регионсервиса» исчисляется миллиардами рублей.

На службе региона

Идея создания коллегии включала не только обслуживание интересов выгодных клиентов. Основатели фирмы всегда добавляют, что для них было весьма важно работать на дело развития собственного края, способствуя созданию благоприятной правовой среды для потенциальных инвестиций в экономику Кузбасса.

Коллегия вносит серьезный вклад в развитие правовой культуры Кемеровской области. Ее адвокаты привлекаются в качестве экспертов при разработке многих местных нормативно-правовых актов. Так, в конце 2007 года при их активном участии был разработан и принят Закон Кемеровской области «Об оказании бесплатной юридической помощи для отдельных категорий граждан». Налажено тесное сотрудничество с Общественной Палатой области и региональным отделением ОПОРы, поддерживающим малое и среднее предпринимательство в стране.

Не секрет, что многие специалисты, достигнув своего профессионального «потолка» в провинции, стараются перебраться в Москву или Санкт-Петербург. «У нас работают адвокаты, которые являются одними из лучших специалистов в своей отрасли, – говорит Сергей Учитель. – За рядом наших ведущих специалистов не первый год активно охотятся московские HR-службы».

Однако «Регионсервису» удается сохранять свои кадры. Высокий профессионализм, большой опыт в правовом обслуживании крупного бизнеса и знание региональных особенностей делают коллегию заметным игроком на правовом поле. И это является весьма привлекательным фактором для сотрудников.

Коллегия поддерживает и социальные проекты. Например, в 2007 году Коллегия выступила официальным партнером Чемпионата мира по хоккею с мячом, проводившемся в г. Кемерово, учредила и уже третий год проводит именной турнир - Открытый Кубок г. Кемерово по пляжному волейболу ― Кубок «Регионсервиса». На постоянной основе коллегия помогает детскому фольклорному коллективу, состоящему в основном из детей-сирот.

Малых клиентов не бывает

«Регионсервис» стал одним из первых адвокатских образований, специализирующихся на комплексном правовом обслуживании бизнеса в Западной Сибири.

Как уже упоминалось выше, одним из основных клиентов коллегии в начале ее деятельности была ФПГ «Русский алюминий», в интересах которой адвокаты «Регионсервиса» участвовали в сопровождении процедуры банкротства ОАО «Новокузнецкий алюминиевый завод». В результате группа «МИКОМ» была отстранена от управления заводом, а сама процедура банкротства была завершена подписанием мирового соглашения между кредиторами.

В ходе конфликта группы «МДМ» с ООО «Ньювента», связанного с ОАО «Кузнецкие ферросплавы», адвокаты «Регионсервиса» добились передачи контроля над заводом своему клиенту, а позднее – присоединения к нему ОАО «Антоновское рудоуправление» (основного поставщика кварцита для ОАО «Кузнецкие ферросплавы»). В результате была решена проблема обеспечения собственным сырьем крупнейшего производителя ферросплавов.

Между тем, коллегия не отказывается и от менее прибыльных, а то и вовсе бесплатных проектов. «Предмет нашей гордости – бесплатная помощь обманутым вкладчикам финансовой пирамиды «Кузбасс-Прима-Полис», – рассказывает Сергей Учитель. – В 1996 году люди потеряли все свои сбережения, от них отвернулись и юристы, и правоохранительные органы, и депутаты, и чиновники. Нам же удалось сделать невозможное – заставить собственников активов бывшей финансовой пирамиды полностью рассчитаться с вкладчиками, основную массу которых составляли пенсионеры, потерявшие последние сбережения».

Некоммерческий бизнес

Сдерживающим фактором для дальнейшего развития «Регионсервиса» является Закон об адвокатуре, согласно которому адвокатские образования являются некоммерческими организациями, а адвокат не может выступать в качестве работодателя для другого адвоката. В результате адвокатам довольно сложно применять более эффективные схемы управления и привлекать внешнее финансирование.

В настоящее время на рассмотрении Государственной Думы находятся поправки к Закону об адвокатуре, вводящие новую форму организации адвокатской деятельности – юридическую фирму.

«Если эти поправки будут приняты, мы сможем максимально приблизиться к западной модели юридического бизнеса, – говорит Сергей Учитель. – А это, в конечном итоге, сыграет на пользу нашим клиентам».

Новые горизонты

В ближайшие 5 лет «Регионсервис» планирует укреплять свое лидерское положение на юридическом рынке Западной Сибири. Вместе с тем, коллегия опасается синдрома «гигантомании» и намеревается оставаться эксклюзивным юридическим бутиком, специализирующимся на комплексном правовом обслуживании бизнеса.

К перечню оказываемых услуг постоянно добавляются новые: например, такие как юридическая и финансовая экспертиза (due diligence). При этом растет доля консалтингового направления. Руководство коллегии считает, что юридические фирмы не могут быть конкурентам юрслужбам своих клиентов, а главный упор в развитии юридических практик следует делать именно на увеличение доли консалтинга, а не судебных процедур.

В деле обслуживания клиентов ориентиром для «Регионсервиса» являются стандарты, принятые в лучших американских и английских адвокатских конторах. Коллегия возлагает большие надежды на сотрудничество с одной из ведущих международных юридических фирм Clyde&Co. В апреле прошлого года «Регионсервис» был включен в ее официальный листинг в качестве партнерского юридического образования на территории России.

«По сути, это признание наших лидерских позиций в регионе, – говорит Сергей Учитель. – Многие иностранные компании выходят на российский, в частности, сибирский рынок. Им требуется правовое сопровождение, отвечающее международным стандартам, и Clyde&Co выбрало нас в качестве партнера по обслуживанию интересов их клиентов».

От сотрудничества «Регионсервиса» с ведущей английской фирмой выигрывают и российские клиенты коллегии: в настоящее время целый ряд из них намеревается выходить на зарубежные рынки. Кроме того, в регионе проводится множество сделок по слияниям и поглощениям и, как правило, в качестве их регулятора стороны предпочитают выбирать нормы английского корпоративного права, так как оно считается эталоном проведения всех корпоративных процедур. Стоит отметить, что немало российских предприятий структурируют свой бизнес именно путем регистрации холдингов в Англии.

Если в ближайшее время Закон об адвокатуре изменится, то перед «Регионсервисом» откроется возможность привлекать внешних инвесторов в структуру своей собственности, либо для финансирования крупных проектов.

Делая акцент на консалтинг, «Регионсервис» вовсе не отказывается от укрепления своих позиций в области разрешения споров. Как уже было сказано выше, коллегия предлагает своим клиентам комплексное сопровождение проектов – в том числе, и решение споров в арбитражных судах. У «Регионсервиса» есть представительства в Москве, Тюмени и Томске: таким образом, коллегия имеет возможность отстаивать интересы клиентов во всех инстанциях – от Кемеровского арбитражного суда до Верховного суда Российской Федерации. Разветвленная сеть офисов помогает коллегии привлекать клиентов из других сибирских регионов, которым зачастую необходимо представительство в этих городах. Кроме того, «Регионсервис» развивает и собственную сеть партнеров по всей стране.

Западные стандарты управления

На сегодняшний день в «Регионсервисе» три управляющих партнера-сопредседателя. Каждый из них отвечает за определенные направления: развитие подразделений коллегии, взаимодействие с государственными органами, PR, реализацию правовых проектов и т.п. Все вопросы, касающиеся стратегического развития, решаются совместно, причем – единогласно.

Главная управленческая проблема, с которой сталкиваются партнеры, – необходимость помимо менеджмента заниматься юридической практикой. Совмещать и то, и другое – довольно сложно из-за нехватки времени.

Закон запрещает коллегиям адвокатов нанимать специалистов за исключением технического персонала, поэтому работу по таким направлениям как финансы, аудит, маркетинг, PR и пр. «Регионсервис» поручает внешним исполнителям.

Не так давно коллегия внедрила информационную систему «ProjectMate», созданную российской компанией «Авиком Бизнес Технологии». Данная система позволила наладить почасовой учет времени, затраченного на каждый проект, что, по мнению руководства коллегии, является первым шагом для выхода на новый уровень обслуживания своих клиентов и повышения эффективности работы компании в целом.

«Теперь мы можем контролировать все процессы, связанные с работой по тому или иному проекту, в режиме реального времени: начиная от расписания судебных дел и заканчивая выставлением счетов, калькуляцией, оценкой эффективности работы, занятости того или иного адвоката и т.п.», – говорит Сергей Учитель.

«Регионсервис» уделяет большое внимание процессу найма персонала и повышению квалификации своих сотрудников. Коллегия предпочитает находить молодые таланты, а не брать на работу «готовых юристов». Руководство вкладывает большие деньги в образование работников (причем, не только юридическое), а также поощряет научную и преподавательскую деятельность своих адвокатов.

Руководство коллегии стремится отслеживать наиболее талантливых студентов еще с первых курсов университета, поддерживает тесное взаимодействие с руководством юридического факультета КемГУ, что позволяет наиболее эффективно решать кадровый вопрос.

В феврале этого года «Регионсервис» совместно с компанией LegalStudies.ru (единственной в РФ специализированной организацией, занимающейся консалтингом в сфере юридического бизнеса) провели встречу со студентами юрфака КемГУ, посвященную вопросам профессиональной ориентации. Сергей Учитель и научный руководитель LegalStudies.ru Александр Хвощинский рассказывали о рынке юридических услуг в России и о том, какие кадры сейчас наиболее востребованы.

«В нашей коллегии мы пытаемся создавать атмосферу, похожую на семейную, – говорит Сергей Учитель. – Наши сотрудники получают достаточно высокие гонорары, долгосрочные ссуды на покупку жилья, машин. Традиционно мы все вместе отмечаем дни рождения и праздники. Причем, если раньше мы предпочитали отмечать очередную годовщину своей деятельности, приглашая многих своих коллег и партнеров со всей России, то последнее время у нас стало хорошей традицией отмечать данный праздник «по-семейному», в кругу членов коллектива».

Сопредседатели коллегии подчеркивают, что здоровый микроклимат в коллективе – это залог успеха: «Мы стараемся, чтобы каждый из наших работников, включая техперсонал, чувствовал себя полноценным членом одной большой семьи».

Опубликовано в журнале ЮБ №02-2008

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Яндекс.Метрика