К числу подобных фирм относится и адвокатская контора Кёрка Фримана, расположенная в Сан-Франциско и специализирующаяся на коммерческом процессуальном праве. В ее состав входят два человека – владелец Кёрк Фриман и юрист Мэтью Маллет.
Помимо выступления в федеральных судах и судах штата, они представляют интересы своих клиентов во всевозможных третейских судах – таких как Национальная ассоциация биржевых дилеров, Нью-Йоркская биржа и Американская ассоциация третейских судей. Также немалую часть их работы составляет ведение переговоров и заключение мировых соглашений до передачи дела в суд.
В свободном полете
Кёрк Фриман с детства хотел быть адвокатом. Он поступил в Калифорнийский университет в Беркли и в 1978 году получил дипломом политолога. Затем была Школа права Боалт Холл и премия Стивена Финни Джэмисона, которая вручается лучшему студенту выпуска за высокие достижения в искусстве адвокатуры.
Еще со времен учебы в юридической школе Фриман мечтал об открытии собственной фирмы. «После трех лет, проведенных в должности помощника адвоката в Pillsbury, Madison & Sutro (теперь эта фирма называется Pillsbury Winthrop LLP), я был готов к тому, чтобы начать работать на себя, – вспоминает Фриман. – В январе 1985 года моя мечта осуществилась».
Путь к успеху не был легким: Фриману приходилось работать в два раза больше, чем в Pillsbury. «Думаю, что человек, желающий открыть свою юридическую практику, должен полностью отдаваться этой задаче, – говорит он. – В первые годы ему придется идти на определенные жертвы – иначе бизнес невозможно поставить на ноги. Не так давно Американская ассоциация адвокатов выпустила книгу Джэя Фунберга «Как открыть и поддерживать юридическую практику». Очень советую прочитать ее всем, кто мечтает стать владельцем собственной адвокатской конторы».
Помимо коммерческих споров, Фриман берется за дела, связанные с защитой интеллектуальной собственности, ценными бумагами, страхованием, трудовыми соглашениями высоко оплачиваемых специалистов и т.п. Вся деятельность фирмы направлена на то, чтобы клиент никогда не пожалел об обращении в адвокатскую контору Фримана. Цена за услуги не должна его разорять, а активность и эффективность адвокатов – соответствовать его ожиданиям.
Фирма такого маленького размера не испытывает организационных проблем, присущих более крупным компаниям. В результате, юристы тратят рабочее время исключительно на обслуживание своих многочисленных клиентов.
Клиентская база
Клиентами Кёрка Фримана и Мэтью Маллета являются собственники предприятий, расположенных в штате Калифорния. «С формальной точки зрения мы представляем бизнес-организации, но в реальности мы работаем именно с владельцами фирм, – уточняет Фриман. – Хотя бывают случаи, когда мы беремся за дела наемных работников, связанные с производственными травмами или трудовыми спорами».
Одной из специфических черт адвокатской конторы Фримана является то, что она преимущественно выступает на стороне небольших компаний и частных предпринимателей. Как правило, именно они оказываются менее влиятельной и известной стороной в споре. Время от времени Фриман и Маллет работают в команде с другими юристами, но это является скорее исключением, чем правилом.
Адвокаты фирмы настолько уверены в своих силах, что нередко берутся за дела, даже если их услуги будут оплачены только в случае успеха. Однако размер иска в этом случае должен быть не менее одного миллиона долларов. Фриман говорит, что около половины дел, проходящих через его руки, оплачиваются подобным образом.
Хотя Фриман и Маллет размещают информацию о себе в различных справочниках и базах данных, основным источником их клиентуры являются рекомендации от других адвокатов, а также бывших клиентов фирмы. «Репутация и опыт – главный фактор продаж в нашем деле, – утверждает Фриман. – Когда у тебя за плечами тридцатилетний опыт успешной работы, ты не можешь остаться без куска хлеба. Даже во времена затишья на юридическом рынке я веду, как минимум, несколько судебных дел».
Одним из основных качеств, за которые клиенты ценят адвокатскую контору Фримана, является агрессивный стиль поведения в суде. Адвокаты фирмы решительно отстаивают интересы клиентов, но в то же время никогда не нарушают этические нормы.
««Моя стратегия в суде основывается на двух незыблемых принципах, – говорит Фриман. – Всегда быть честным с судьей и присяжными, но при этом пытаться представить дело в свете, наиболее выгодном для моего клиента».
Тщательность и внимание к мельчайшим деталям также высоко ценятся клиентами Фримана. Американское судопроизводство отличается весьма сложным графиком подачи документов и выступлений в суде. По словам Фримана, основной проблемой адвоката, специализирующегося на процессуальном праве, являются судебные сроки. Он должен вовремя отвечать на многочисленные запросы, жалобы и ходатайства. Немало времени и сил уходит и на подготовку качественно составленных документов.
Фриман и Маллет предпочитают не обороняться, а нападать. Они скрупулезно проверяют позицию оппонента на соответствие нормативным актам, отслеживают соблюдение сроков и, если надо, инициируют проведение соответствующих расследований. Иногда появление бойкого адвоката само по себе помогает решить дело в пользу клиента. Не всякий решится связываться с человеком, на стороне которого выступает грамотный и «зубастый» юрист.
Дело против Hewlett-Packard
Одним из наиболее значимых достижений адвокатской конторы Фримана является дело против компании Hewlett-Packard. Фриман и Маллет представляли интересы изобретателя Ричарда Росса, который создал технологию FreezeDry, улучшающую качество работы принтеров и другой компьютерной техники.
В 1999 году Росс согласился продать свою компанию TeleMedia за 5 миллионов долларов. Покупатель, Hewlett-Packard, должен был выплатить ему еще 4,75 миллионов долларов роялти по мере продаж устройств с использованием FreezeDry.
Технология, созданная Россом, была использована более чем в 10 миллионах единиц техники, проданных за отчетный период. Когда пришло время подсчитывать размер роялти, Hewlett-Packard взял за основу не отпускные цены, а внутренние – по которым товар продавался от одного подразделения HP другому. Росс потребовал пересчета и в марте 2004 года обратился в Верховный суд графства Санта-Клара. Hewlett-Packard выставил встречный иск, обвиняя изобретателя в нарушении контракта в части, касающейся сверки отчетности.
Адвокатская контора Фримана взялась за дело в 2005 году, и в марте 2007 года присяжные присудили Россу 56 тысяч долларов. Месяц назад закончилось повторное слушание дела, в результате которого Hewlett-Packard обязали выплатить истцу 4, 75 миллиона долларов роялти и около полутора миллиона долларов процентов.
«Это дело как нельзя более наглядно показывает, что у больших корпораций нет никаких преимуществ перед частными предпринимателями, – говорит Фриман. – Крупные фирмы могут нанимать самых знаменитых и дорогостоящих адвокатов, но это все равно не меняет дела».
Выигрыш дался Фриману нелегко. По его словам, самым трудным в этом деле было то, что Hewlett-Packard выставлял множество свидетелей в поддержку своей позиции. Каждого из них нужно было опросить под присягой, затем подготовить материалы для перекрестного допроса и доказать в суде слабость их аргументации.
Кёрк Фриман говорит, что если решение не будет обжаловано, его фирма получит треть выигранной суммы. Пока же его услуги обошлись клиенту в 90 тысяч долларов.
Опубликовано в журнале ЮБ №01-2008