• Автор:
    Мария Лако

bigstock July Bali Indonesia 252997081 428

Несмотря на отличия в областях специализации и ценностях их основателей, в основе успеха лежат схожие характеристики: высокие амбиции, профессиональный подход к ведению бизнеса, крепкая команда. Это именно те черты, которые свойственны и саратовской компании «ЮРКОМ», рассказ о которой мы и представляем сегодня.

Очень часто у человека наступает такой момент, когда он понимает, что пришло время работать на себя. Для Николая Скворцова – директора одной из ведущих юридических фирм Саратова «ЮРКОМ» – этот момент наступил достаточно рано – в канун его 26-летия. Выпускник Саратовской академии права и Российской экономической академии им. Плеханова вспоминает: «Мне хотелось развиваться, работать с разными людьми, компаниями, вести новые проекты, зарабатывать деньги, в конце концов». Большие амбиции и потенциал сделали свое дело – фирме, которой исполнилось в этом году всего лишь три года, начали доверять ведущие предприниматели и компании города.

Опытные аквалангисты

Свой успех в компании прежде всего связывают с удачной стратегией позиционирования, которая позволила фирме быстро выделиться среди конкурентов. «Прежде чем начать свое дело, мы сели и начали думать: а чем же сможем удивить и завоевать рынок юридических услуг? В то время было достаточно много правовых вопросов, для решения которых не находилось нужных специалистов. Так, мы взялись за правовое обслуживание энергетических компаний», – вспоминает Юрий Боровиков, партнер компании.

Корпоративный дух
Баланс внутри компании – одно из определяющих звеньев процветания. «ЮРКОМ» – это команда единомышленников, – утверждают в фирме. – А главное, что отличает команду от группы – эффект синергии, который получается в результате тесного взаимодействия между сотрудниками на основе общих устремлений». Для сплочения компании, а также для разработки новых проектов и выработки общеколлективных решений в «ЮРКОМе» часто проводят корпоративные мероприятия. В компании даже существует специальная рабочая группа по неформальным мероприятиям, в обязанности которой входит их планирование и организация. Помимо празднеств в честь дня рождения каждого из сотрудников и традиционных российских праздников (Новый год, 23 Февраля, 8 Марта), члены команды «ЮРКОМ» принимают участие в спортивных и интеллектуальных соревнованиях. Особенно популярны среди сотрудников выезды на природу в любое время года. Зимой в компании отмечают Крещение – парясь в бане, а потом купаясь в проруби, летом – играют в пейнтбол, волейбол и футбол. Главным событием года является день рождения компании, который ежегодно отмечается 1 августа.

При этом не забыли в «ЮРКОМе» и о других важных для бизнесменов города видах услуг. «Мы постарались максимально учесть все тенденции рынка и выработали несколько направлений, наиболее актуальных для бизнеса. А так как мы, предлагая комплексные услуги, поддерживаем внутри компании специализацию юристов на отдельных направлениях права, то, объединив эти два подхода, выяснили, что универсальные высококвалифицированные специалисты – это довольно редкое явление», – добавляет Николай Скворцов.

В итоге у «ЮРКОМа» сложилась специализация, которая основывается на четырех основных направлениях: сопровождение проектов в сфере энергетики, правовое сопровождение проектов по слияниям и поглощениям, урегулирование споров с государственными органами и текущее правовое сопровождение бизнеса. В последний год к этому добавился еще и юридический антикризисный консалтинг.

Другим важнейшим элементом стратегии в фирме стал весьма необычный для Саратова высокий уровень обслуживания клиентов. «Наша цель – сервис европейского уровня в Саратове. Не в «светлом будущем», а здесь и сейчас», – утверждают в компании.

Высокое и стабильное качество обеспечивается благодаря разработанным в фирме регламентам – «Системе качества проектов» и «Алгоритмам работы с клиентами». Согласно этим документам, все специалисты компании должны придерживаться и следовать общим правилам консультирования, подготовки правовых документов и т. д., а самое главное – правилам общения с клиентами. «Эти алгоритмы позволяют значительно повысить эффективность и качество оказания услуг», – считает Сергей Морозов, заместитель директора фирмы.

Результаты выбранной стратегии говорят сами за себя. На сегодняшний день фирма является наиболее известным юридическим брендом в регионе, в ее составе трудится 24 специалиста, а по итогам 2008 г. компания выросла более чем в два раза.

Продолжая описывать свои особенности, в фирме используют «морскую» тематику. «Многие компании идут проторенными путями, предпочитая решать типовые юридические задачи, – рассуждает Сергей Морозов, партнер компании. – Особенно отчаянные берут на себя смелость хвататься за любую работу, не задумываясь о том, достаточно ли у них опыта, знаний и технологий. Такие фирмы клиенты «бизнес-класса», которых у нас немало, отсекают сразу. Мы же занимаем нишу юридических услуг высокого класса, предлагая универсальный подход и высокую квалификацию – два в одном. Причем, если многие ныряют на глубину без акваланга (ведь все равно сложно разобраться, как его надевать), то в нашем арсенале помимо акваланга есть компрессор, наручный дайверский компьютер и даже ружье для подводной охоты».

На гребне волны

«Мы очень гибкие и используем индивидуальный подход для работы с каждым клиентом, – говорит Николай Скворцов. – Важно не зацикливаться на правилах и четкой схеме. Современная преуспевающая компания должна быстро определять «направление ветра» и вовремя «раскрывать паруса» в нужную сторону. Вот и мы стараемся уловить малейшие изменения в «правовом течении», скорректировать курс, чтобы быть всегда «на гребне волны».

Важная миссия
Н. Скворцов: «Во время кризиса бизнесу очень плохо – банально не хватает денег. Соответственно, появляется благоприятная среда для конфликтов. Под разными предлогами первые перестают исполнять свои обязательства перед вторыми, вторые – перед третьими и так далее, по нарастающей. Цепочка причинно-следственных связей выстраивается огромная. А в итоге страдает все общество. Так вот, задача юриста – используя законодательные возможности, распутать, а когда не получается – разрубить этот «гордиев узел», чтобы заставить контрагентов исполнять взятые на себя обязательства, направить денежные потоки по бизнес-цепочке».

Именно поэтому в последний год в компании сфокусировались на антикризисном консалтинге, консультировании в сфере банкротства, взыскании задолженностей, налоговых спорах и коллекторских услугах. «Сейчас в нашей области открывается много коллекторских фирм. Вполне закономерным стало то, что и мы широко развиваем направление по взысканию просроченной задолженности, включая в данную услугу не только претензионную работу и представление интересов клиента в суде, но и контроль за фактическим превращением судебного решения в живые деньги», – рассказывают руководители компании.

В сложных экономических условиях удержать клиентов помогает и программа лояльности, разработанная недавно. Так, с каждой компанией, входящей в список клиентов и партнеров фирмы, поддерживаются тесные отношения, проводится постоянный мониторинг состояния их деятельности, отслеживается информация в СМИ и на интернет-порталах. Программа лояльности предусматривает бонусную систему скидок и льгот постоянным клиентам, находящимся на правовом сопровождении. Всех клиентов обязательно поздравляют с профессиональными праздниками, днем рождения и общероссийскими праздниками. «После оказания услуг мы непременно получаем обратную связь – путем заполнения опросного листа либо по телефону», – добавляют в компании.

Правовое здоровье города

«Любой бизнес – это живой организм, и от действий собственника зависит то, в какой он форме. Не допустить расстройства и болезни – проще и выгоднее, чем бороться с ними впоследствии!» – именно такой установкой руководствуются в компании, проводя под патронажем Общественной палаты Саратовской области ежегодную социальную акцию «Юридическое здоровье», уже ставшую традиционной.

Суть акции заключается в следующем: любая компания Саратова и Саратовской области, руководство которой хочет повысить эффективность правовой деятельности и уровень правовой защиты, совершенно бесплатно проходит диагностическую проверку и по итогам анкетирования получает профессиональное заключение, в котором указывается индекс юридического иммунитета фирмы, а также главные направления по повышению правовой защищенности. Путем подобного исследования специалисты компании «ЮРКОМ» формируют выводы о состоянии бизнес-культуры Саратовской области и тенденциях ее развития.

Работают в компании и с местными вузами. Так, например, в 2008 г. «ЮРКОМ» выступил соорганизатором региональной межвузовской олимпиады правовых знаний. Мероприятие было направлено на укрепление юридического образования и науки и проводилось на базе шести саратовских вузов. Главным призом для победителей стала оплачиваемая трехмесячная стажировка в компании «ЮРКОМ» с возможностью дальнейшего трудоустройства.

Коротко о важном
Ю. Боровиков: «Бренд «ЮРКОМ» – это, в первую очередь, позитивная информация, сохраненная в памяти наших клиентов. Наш бренд – это профессионализм наших сотрудников и их высокая квалификация, это европейский стандарт наших услуг и их высокое качество».

В этом году в рамках продолжения реализации акции «Юридическое здоровье» фирма провела «День консультанта для Вашего бизнеса». В течение одного дня специалисты компании «ЮРКОМ» оказывали представителям бизнеса бесплатную помощь и консультации по правовым вопросам, вопросам аудита, HR и т. д.

На наш вопрос о том, планирует ли компания расширение, в «ЮРКОМе» ответили так: «Конечно, нет предела совершенству, и мы планируем укреплять текущую специализацию по энергетике, антикризисному управлению, спорам с государственными органами, а также другим общеправовым вопросам. Однако саратовский рынок не безграничен, а мы – не монополисты, поэтому завоевать 100% потенциальной аудитории невозможно. Для того чтобы наш регион не заковывал нас в рамки, для новой ступени развития, для совершенствования, а также для выхода в новые сферы консалтинга Центр правовых технологий «ЮРКОМ» планирует создать группу консалтинговых компаний в сфере юриспруденции, аудита, арбитражного и корпоративного управления. Мы ставим своей целью выход в другие города, такие как Астрахань, Пенза, Волгоград, где планируем открыть дополнительные офисы нашей компании».

Опубликовано в журнале Юридический бизнес, 2009