• Автор:
    Елена Артюх

Fotolia 208489450 XS1

Независимо от того, будет ли принят закон о регулировании юридической профессии, о котором так много говорилось на конференции, мы все будем как-то адаптироваться к ситуации и принимать решения о своем собственном развитии. Я уверена, что один из путей адаптации к новым реалиям – это плодотворное общение коллег. Именно оно усилит ту степень доверия, которая формируется у нас друг к другу, и, в конце концов, приведет нас к объединению.

Я бы хотела поговорить об общении и объединении в гораздо более широком смысле, нежели чем это обсуждалось в предыдущих дискуссиях конференции. На мой взгляд, общение на сегодняшний день – это наиболее качественная форма бытия, способ сохранения и распространения индивидуального опыта, без которых в юридическом бизнесе обойтись никак нельзя. Более того, сейчас профессиональное сообщество достигло такой степени зрелости, при которой мы готовы после периода жесткого конкурентного противостояния перейти к сотрудничеству, причем в самых разнообразных формах.

Именно поэтому у нас уже четвертый год подряд так успешно проходит конференция «Юридический бизнес». Каждый раз, выбирая темы и общий посыл нашего мероприятия, мы спрашиваем мнение коллег, выражаем свою точку зрения, и в итоге у нас получается затрагивать вопросы, которые наиболее интересны и актуальны на данный момент. Еще раз подчеркну, что одновременно вариться только в собственном соку и быть успешным юристом – совершенно невозможно.

Какие же возможности общения у нас на сегодня существуют? Конечно же, это общение в Интернете – в профессиональных онлайн-сообществах и социальных сетях. Например, вскоре будет представлена презентация нового сайта Уральской Правовой Палаты, который уже сейчас предоставляет достаточно широкие возможности, а его совершенствование еще больше увеличит их количество.

Другой способ – корпоративные издания, которые предоставляют площадку для общения и обмена опытом. Здесь я хотела бы выделить два наиболее удачных примера профессиональных изданий – «Юридический бизнес» и «Корпоративный юрист» с его приложениями об исследованиях рынка в той или иной стране. На страницах этих журналов мы можем найти интересные статьи по развитию бизнеса, по решению тех или иных правовых ситуаций.
Но чтение и написание статей не может заменить то живое профессиональное общение, которое возможно только на конференциях. Приведу примеры наиболее значимых мероприятий, состоявшихся за последний год (см. врезку «Международные, федеральные и региональные форумы»).

Удачные федеральные форумы, в которых многие из нас принимали участие, говорят о том, что мы можем обмениваться мнениями и обсуждать наиболее актуальные темы. Делаем мы это и на региональных конференциях. Так, например, на проведенной в феврале этого года конференции «Юридический бизнес в Сибири» одна из наиболее популярных тем была связана с вопросами объединения юридических фирм. Как следствие этих обсуждений, ряды УПП пополнились новыми участниками. Та же тема обсуждалась и на сентябрском форуме «Юридический бизнес на Юге России», где, правда, профессиональное сообщество еще пока никак не саморегулируется, но потребность в этом также есть.

Что же юристы обсуждают в своем общении в Интернет-сообществах, на форумах, конференциях? Это, прежде всего, следующие темы:

  • Управление юридической фирмой и пути развития компании.
  • Построение партнерских отношений в компании.
  • Взаимодействия юридических фирм (внешнее партнерство).
  • Наиболее оптимальное выстраивание отношений с клиентами и внутренние стандарты/технологии.
  • Новые продукты и маркетинг.

Одной из важнейших причин, по которой мы общаемся и пытаемся найти пути объединения, является повышение престижа профессии, уровня юридических услуг, ценности юридической профессии и осознания нашими клиентами необходимости обращения за юридической помощью.

Кроме того, на сегодня очень актуальна тема формирования нашей профессиональной позиции и ее лоббирования на различных уровнях законодательной и исполнительной власти. И в этом плане совершенно справедлива реплика Максима Колесникова из коллегии адвокатов «Частное Право»: «Господа, а где ваш закон, если вы не согласны с подходом законопроекта «Об оказании квалифицированной юридической помощи в РФ» и не хотите быть все в адвокатуре?». А ответить мы, в общем-то, ничем и не можем, потому что нет такого закона, так же, как нет и консолидированного сообщества, которое может представить свои интересы на серьезном уровне. Я думаю, что через наше общение на конференциях возникнет такая степень доверия и уважения друг к другу, которая в итоге приведет к формированию конслидированной позиции – это именно то, к чему нам всем нужно стремиться.

Более того, именно такое стремление можно выделить как одну из важнейших тенденций сегодняшнего рынка юридических услуг. И подчеркну, что без такой профессиональной консолидации нам будет очень сложно двигаться дальше и успешно развиваться, независимо от того, будет или не будет принят закон о регулировании нашей с вами юридической профессии.

Еще один важный момент, который надо учитывать, – объединение так или иначе должно привести к выработке объективных, заслуживающих общего доверия критериев для рейтингов. Разумеется, мы все знаем маркетинговую азбуку по отношению к юридическим услугам – большинство клиентов приходит к нам по рекомендациям или потому, что мы хорошо для них поработали в прошлом. Получается, что маркетинг и продвижение вроде бы не играют существенной роли, а рейтинг – это вообще полная ерунда.

Профессиональные стандарты и этика
Е. Артюх: «В юридическом сообществе в последнее время много говорится о необходимости установления профессиональных стандартов и этических правил – мы все хотели бы исключить из своей деятельности недобросовестную конкуренцию и конфликт интересов».

Конечно, к рейтингам можно относиться по-разному, можно выбирать – принимать или не принимать в них участие. Но нельзя игнорировать тот факт, что очень многие клиенты, которым необходимы юридические услуги, жалуются: «Мы выбираем фирмы, не зная о них ничего». Они по крупицам собирают разрозненную информацию о фирмах – ищут ее в Интернете, спрашивают рекомендации, читают деловые журналы. Выработка приемлемых критериев, которые были бы интересны для отбора компаний – это тоже одна из задач, которая может быть решена при консолидации профессионального сообщества.

Объединение представителей профессионального сообщества неизбежно, причем в самых разнообразных формах. Какими они могут быть? О многих из них скажут в своих докладах мои коллеги. Например, это создание партнерских отношений между юридическими фирмами различного уровня: между компаниями из разных регионов с целью обмена клиентами и совместного выполнения каких-либо крупных проектов (взаимного дополнения возможностей друг друга); взаимодействие иностранных и национальных компаний с региональными. И прежде чем начинать работать с партнерами, все хотят понимать: «А по каким правилам будет играть вторая сторона?», «Будем ли мы руководствоваться одними и теми же этическими нормами и подходами к реализации проектов?» и т. д. И только в объединении, в профессиональном общении можно выработать эти общие нормы, понять, по каким правилам будет играть твой партнер.

Другое направление объединения усилий – профессиональные некоммерческие партнерства, одним из примеров которых является Уральская Правовая Палата. Создание саморегулируемой организации (СРО) – это непростой процесс. Мы в УПП стремимся к созданию СРО, но пока не уверены, что она нужна нам прямо сейчас. Ведь нужно учитывать необходимость формирования соответствующей структуры, большого пакета документов, определенных требований по численности и т. д. Это достаточно дорогая «игрушка», которая, тем не менее, рано или поздно должна возникнуть. Но для этого требуется высокая степень осознания необходимости объединяться, смелый отказ от значительного объема собственной свободы в угоду объединению и готовность подчиняться правилам СРО. В ходе работы по объединению неизбежна также и выработка профессиональных стандартов, тех самых правил игры, которые будут приемлимы для всех участников.

Есть на нашем рынке и такие примеры, как объединение практик и укрупнение компаний через их слияние. Это тоже своеобразный способ объединения для обеспечения дальнейшего развития, предложения нового качества услуг и уровня обслуживания клиентов.

Во время подготовки этой презентации стало известно еще об одной форме объединения коллег – 13 юридических фирм на Украине подписали специальную хартию с этическим кодексом, который они совершенно добровольно договорились исполнять.

Я полагаю, что это неизбежная тенденция рынка – для того чтобы жить и развиваться, каждый найдет свою форму, в т. ч. с учетом реалий существующего кризиса. Я надеюсь, что и мы найдем приемлемые формы объединения, благодаря которым будем еще больше друг другу доверять и совместно работать для еще большей пользы наших клиентов.

Опубликовано в журнале Юридический бизнес, 2008