• Автор:
    Полина Трифонова и Александр Трифонов
Дэвид Майстер (David Maister)
Мировой гуру и один из самых авторитетных мировых специалистов в области управления фирмами, оказывающими профессиональные услуги. Родился в Великобритании, в 1968 году получил диплом бакалавра по специальности «Математика, экономика и статистика» в Университете Бирмингема (University of Birmingham), а также степень магистра в Лондонской школе экономики (London School of Economics) в 1971 году.
В 1979 году Майстер защитил диссертацию и получил степень доктора в области бизнеса в Гарвардской бизнес-школе (Harvard Business School). С 1979 по 1985 годы там же преподавал дисциплины, связанные с управлением компаниями, оказывающими профессиональные услуги. Позже открыл собственную консультационную компанию.
На протяжении 25 лет Дэвид Майстер консультирует фирмы, занимающиеся профессиональными услугами, касаясь в своей практике всего спектра управленческих вопросов. Дэвид – автор бестселлеров «Управление фирмой, оказывающей профессиональные услуги» (1993), «Истинный профессионализм» (1997), «Советник, которому доверяют» (2000, соавтор), «Делай то, что проповедуешь» (2001) и «Первый среди равных» (2000, соавтор). Книги Дэвида Майстера были переведены на многие языки, в том числе и на русский.

Если бы нас попосили рассказать в двух словах, о чем в своей книге «Стратегия и толстый курильщик» пишет Дэвид Майстер, ответ был бы таков: эта книга о здоровом образе жизни компании. О том, как внедрять корпоративные изменения, эффективно строить работу команды и добиваться высоких результатов во взаимодействии с клиентом. О том, что стратегия – это не громкое слово, за которым кроется нечто неизмеримо сакральное и неуправляемое, а вполне определенная линия поведения компании, которую надо выстраивать и формировать постепенно, так, как если бы вы выстраивали стратегию собственного профессионального роста в компании или реализовывали идеи здорового питания в своей семье.

Это уже не ново – делиться мнением о книге «Толстый курильщик». Специалисты по рекламе, бизнес-консультанты и финансовые аналитики не преминули поделиться своими весьма интересными мнениями об этой книге. В предлагаемой же рецензии мы хотим представить вниманию читателя взгляд автора на специфику именно юридического бизнеса и рассказать о подходе Дэвида Майстера к внедрению стратегических изменений в юридических фирмах.

В конечном счете, раз Дэвид Майстер отказался от вредных привычек и похудел на 13 кг, то и нам надо бросать курить и начинать заниматься спортом, вопрос только в том, делать ли это сегодня или отложить до понедельника?

Особенная профессия

Дэвид Майстер всегда был неравнодушен к юридическому бизнесу. Этому можно найти подтверждение в многочисленных статьях, книгах и в его блоге на сайте www.davidmaister.com. Однако в своей книге «Стратегия и толстый курильщик» Майстер идет дальше и выделяет целую главу под оригинальным названием «О юристах без обиняков».

Автор выделяет особенности профессии, которые мешают успеху юристов и юридических фирм, и объясняет причины их возникновения. Мы же попытаемся проанализировать эти особенности, а также применимость в юридическом бизнесе тех общих методов, которые г-н Майстер рекомендует для компаний, оказывающих профессиональные услуги.

Давайте вместе разберемся, как, учитывая специфику нашей профессии, строить работу компании, предоставляющей юридические услуги. И самое главное – как с этим дальше жить и работать. А жить необходимо: не просто выживать, а жить красиво и эффективно, потому как национальный рынок юридических услуг – одно из самых динамично развивающихся и специфичных бизнес-направлений в стране. Итак, вот те особенности юристов, о которых пишет Дэвид Майстер.

Привычка к недоверию, вызванная спецификой деятельности. Юристы призваны обнаруживать недостатки и риски во всем. Результат и эффективность работы юриста и юридической фирмы зависит от того, сколько «скелетов в шкафу» будет обнаружено и/или скрыто от посторонних глаз.

Почему недоверие является фатальным критерием для юридического бизнеса? Если следовать логике Майстера, то необходимо выстраивать с клиентами такой тип отношений, который основан не на получении сиюминутной прибыли, а на построении долгосрочных отношений. Их эквивалентом является долгосрочное семейное партнерство или дружба. А в ситуации отсутствия безусловного доверия подобное сотрудничество практически невозможно.

Что же делать? Прежде всего, необходимо выстраивать внутри компании систему отношений, основанную на взаимном доверии между сотрудниками (в т.ч. – между сотрудниками, занимающими различные позиции в организационной иерархии фирмы). Только тогда доверие будет переноситься и на взаимоотношения с клиентами.

Скептическое отношение к идеологии, ценностям, принципам. Без идеологии и единой системы ценностей, по мнению Майстера, эффективное развитие компании вообще невозможно. Применительно к юриспруденции сложность заключается в том, что в юридических фирмах превалирует личная эффективность («индивидуальная результативность охотника»). При такой ситуации групповые нормы и правила не приживутся никогда.

Здесь следует отметить ключевую роль в этом процессе руководства, или Лидеров, как их называет автор. Все нововведения в компании должны внедряться посредством личного примера, и Лидер должен в первую очередь на себе проверить эффективность и действенность реализуемых им изменений. К примеру, если все сотрудники едут в автобусе, Лидеры не могут ехать рядом на автомобиле.

Профессиональная деформация, отстраненность. Она выражается в низком показателе личного и делового общения. Причина же заключается в необходимости сосредотачиваться на конкретном задании, а не на установлении отношений с клиентом. В данной ситуации мы говорим о том, что в фирме, оказывающей юридические услуги, на первое место выходит решение поставленной задачи. Однако если юрист не выйдет на уровень комфортных личностных отношений с клиентом, то он никогда не повысит качество своей работы.

Нестандартный подход к принятию решений. Выражается в том, что все предложения формулируются неоднозначно, все воспринимается полумерой, нет конкретики в принятых решениях. Вызвано это повышенным вниманием к риску, свойственному работе юриста. Именно страх сделать что-то не так вызывает желание перестраховаться в принятии решения, чтобы минимизировать потери в случае ошибок.

Перечисленные показатели являются критичными для рынка юридических услуг. В целях повышения эффективности работы юридической фирмы необходимо уделять им особое внимание, не закрывать глаза на существующее положение дел, а вносить изменения. При этом важно быть нацеленным не на сиюминутное получение результата, выражающегося в получении прибыли, а на долгосрочную перспективу.

Проверено на практике

Следуя концепции Майстера, для более эффективного построения бизнеса необходимо, чтобы в компании на высоком уровне были развиты три слагаемых: увлеченность, люди и принципы. При этом каждый элемент является ключевым, и при отсутствии хотя бы одного из них – успеха не достичь.

Необходимо, чтобы все люди, работающие в компании, были по-настоящему увлечены как своим, так и общим делом. В то же время люди – как объект управления – должны выходить на первый план. При этом все сотрудники компании должны работать согласно единым принципам.

Если подбор хороших профессионалов, увлеченных своим делом людей – задача решаемая, то построение внутрифирменных принципов – параметр, над которым юридическим фирмам еще необходимо работать.

Особое значение в процессе построения принципов и создании миссии Майстер отводит Лидеру. Во-первых, он должен следовать этим принципам и быть примером их реализации; во-вторых, быть инициатором, организатором и арбитром соблюдения этих принципов среди остальных сотрудников.

Если теория находит свое отражение в обычной жизни, значит, она приживется и в сфере бизнеса. Идеи Майстера являются ярким примером подтверждения этого подхода. Он проводит аналогию внедрения изменений с построением правильной системы питания и изменения образа жизни человека. Если вы садитесь на краткосрочную диету, то быстро похудеете. Но при этом вскоре вернетесь к первоначальному весу, а возможно – еще и прибавите пару килограммов. Аналогично, если компания хочет добиться резких изменений в своей работе за короткий срок, то она скорее всего быстро вернется к прежней ситуации в фирме, а может и усугубить свое состояние.

Вывод – необходимо планомерное, постепенное изменение в образе жизни, только тогда результат будет стабильным, ожидаемым и позитивным. При этом успех заключается не в самом результате (похожие оптимистичные стратегические цели ставят многие), а в методе его достижения, в пути, который проделывает фирма к достижению поставленной цели. И если в этом процессе будут использоваться принципы, соответствующие стратегии и правилам компании, то путь будет наиболее продуктивным.

Г-н Майстер также пропагандирует необходимость увлеченности в профессиональной деятельности. Свой лозунг «не браться за работу, которая не соответствует вашим принципам, сколь бы высокооплачиваемой она ни была» Майстер считает причиной успеха как отдельных профессионалов, так и процветания компаний.

На наш взгляд, сама книга является ярким примером соблюдения принципов, которые проповедует в ней автор. Она написана простым и доступным языком, а также содержит много примеров из личной жизни и практики. Все это не может не сказаться на ее популярности и эффективности предложенных идей, которых, к слову, в книге раз в десять больше, чем тех, что мы упомянули в своей статье.

Опубликовано в журнале Юридический бизнес, 2008