Альянсы иностранных юридических фирм

11. 06. 2018
posted by: Юридический бизнес
Просмотров: 162
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Rating 0.00 (0 Votes)
  • Автор:
    Мария Лако

Актуальность создания различных объединений между российскими юридическими фирмами налицо. Обмен информацией и опытом, возможность использовать кадровые ресурсы друг друга, расширение клиентской базы – преимущества альянсов можно перечислять долго.

monitor 140366 3401

Объединение усилий может проводиться как на формальной, так и неформальной основе. В одних случаях фирмы заключают договоры, где подробно расписываются различные аспекты взаимодействия между сторонами: от совместного маркетинга до политики выполнения совместных проектов. В других случаях юристы идут по пути создания неформальных альянсов, когда взаимодействие осуществляется без каких-либо официальных соглашений и без письменного закрепления обязательств каждой стороны.

Помимо этого фирмы могут создавать отдельные компании для решения определенных, как правило, краткосрочных задач.

Формальные альянсы – объединение усилий

Одним из крупнейших игроков на европейском рынке является сеть CMS. Она была создана в июне 1999 года и на сегодняшний день объединяет девять европейских юридических фирм. Ее основателем и главным идеологом стала одна из крупнейших британских фирма – Cameron McKenna.

Каждая из фирм, входящая в альянс, имеет безупречную репутацию и глубокое знание местных законов и специфики. Все они оказывают довольно широкий перечень услуг с основным упором на корпоративное, налоговое, банковское и международное финансовое право. Основная задача альянса – обслуживать нужды клиентов по всей Европе, предоставлять им хорошо скоординированный сервис, присущий крупным глобальным юридическим компаниям, и в то же время – сохранять индивидуальный подход каждой из фирм.

В настоящее время усилия CMS сосредоточены на обслуживании 25-30 ключевых клиентов, при этом взаимоотношения с каждым из них от имени всего альянса координирует один из партнеров.

Преимущества альянса очевидны:

  • интегрированный сервис, не имеющий географических барьеров;
  • офис партнера, ответственного за ведение дел того или иного клиента, находится в той же стране, что и штаб-квартира клиента;
  • высокие стандарты оказания услуг;
  • доступ к объединенному опыту участников альянса – лидеров европейского рынка.

Успех CMS был бы невозможен без хорошо отлаженной работы всей системы. Фирмы выделяют значительные ресурсы – как финансовые, так и организационные – для поддержания альянса. Его деятельность координируется особой организацией – European Economic Interest Grouping (EEIG), зарегистрированной во Франкфурте. Управление CMS осуществляет Исполнительный Комитет под председательством Пьера-Себастьяна Тилля и исполнительного партнера Роберта Дерри-Эванса. Ниже по служебной лестнице находятся директора по финансам, администрации и маркетингу. Фирмы-участницы альянса регулярно проводят общие тренинги и семинары для своих сотрудников, что создает основу для стандартизации технологий выполнения юридических проектов.

Параллельно в рамках альянса создаются горизонтальные структуры – группы по отраслям права и группы, объединяющие юристов в рамках определенных экономических отраслей. Их поддерживают вспомогательные службы – группы финансов, HR, IT и маркетинга.

Важным моментом является налаживание эффективной системы коммуникаций между фирмами. С этой целью был создана внутренняя информационная система – интранет, которая выполняет роль площадки для общения. Через эту систему также можно получить доступ к подробной базе данных всех специалистов альянса, а также к графику событий и собраний. Там же каждая правовая и отраслевая группа публикует результаты проведенных встреч и материалы по совместным проектам и маркетинговым акциям.

В Интернете существуют как сайты каждой из фирм, так и общий сайт альянса – www.cmslegal.com, который содержит справочную информацию об CMS.

В конце 2007 г. руководство альянса приняло решение о еще более тесном сближении. Каждая из фирм-участниц CMS будет продолжать свою деятельность как отдельное юридическое лицо, но теперь основной упор будет делаться на бренд альянса. Будут увеличены отчисления на общие расходы, а сотрудникам будет предоставляться возможность поработать в других фирмах объединения, что, по мнению руководства, должно послужить формированию общей корпоративной культуры.

Выход на новые рынки

Зачастую одной из главных причин создания альянсов между юридическими фирмами является выход в новые регионы: небольшие фирмы не владеют достаточными средствами для открытия своих офисов или покупки местных компаний.

В 2006 году американская фирма White & Williams, имеющая в своем составе 230 юристов, заключила неформальный союз с китайской фирмой Xue Law Firm, предлагающей услуги в области коммерческого права. Сотрудничество оказалось настолько плодотворным, что уже в начале 2007 года фирмы создали стратегический альянс. «Мы помогали нашим американским клиентам с сопровождением их операций в Китае, а партнеры в Шанхае предоставляли нам возможность обслуживать китайские компании, заинтересованные в рынках США», – говорит глава White & Williams Джордж Дж. Хартнетт.

Сеть «лучших друзей» – сила неформального союза

В деле международной экспансии основной стратегией крупнейших западных фирм являются поглощения и слияния. В противовес им британская компания Slaughter and May еще в начале 1990-х годов начала применять инновационную стратегию, получившую название «Лучшие Друзья». Ее смысл состоит в том, чтобы сформировать по всему миру сеть юридических фирм, близких Slaughter and May по духу и по качеству оказываемых услуг.

Руководство Slaughter and May считает свою стратегию альтернативой глобализации юридических фирм. Оно не берет на себя функции лидера: все отношения строятся на принципах равноправного партнерства с особым акцентом на корпоративные ценности и бизнес-подходы коллег. Этот момент особенно важен для зарубежных юридических фирм, которые не заинтересованы в слиянии с более крупными компаниями. По словам представителя одной из фирм «Лучших Друзей», сохранение независимости позволяет им поддерживать более плоскую иерархическую систему управления. В свою очередь это влияет на слаженную работу всех сотрудников и, в конечном счете, на достижение стратегических целей всех фирм сети.

Помимо непосредственного сотрудничества по проектам руководители фирм-участниц сети организуют регулярные встречи своих сотрудников для того, чтобы они могли хорошо познакомиться друг с другом. С этой же целью проводятся семинары и мини-конференции. Встречи на уровне управляющих партнеров проводятся 3-4 раза в год. Обсуждаются экономические показатели фирм, развитие рынка и взаимоотношения между «Лучшими Друзьями». По мере необходимости создаются межкорпоративные рабочие группы, специализирующиеся на тех или иных отраслях права.

Все фирмы сети «Лучшие Друзья» имеют также доступ к общей базе данных. Причем каждая из фирм регулярно пополняет ее, чтобы все партнеры могли быстро и своевременно получить интересующую их информацию.

Периодически компании «обмениваются» сотрудниками. Специалисты из одной фирмы временно устраиваются на работу в партнерскую фирму. Таким образом происходит весьма эффективный обмен опытом. Подобная практика также позволяет партнерам лучше понять корпоративную культуру друг друга.

По аналогичной схеме Slaughter and May сотрудничает с несколькими элитными фирмами из США и Юго-Восточной Азии.

Совместные товарищества

Помимо стратегических союзов и неформальных альянсов многие фирмы идут на создание совместных товариществ (joint ventures). С одной стороны, создание отдельной фирмы ведет к увеличению затрат, но с другой стороны, оно менее рискованно, нежели слияние. К тому же уставные документы совместного предприятия более четко формализуют обязанности сторон по сравнению с альянсом. Товарищество также может послужить созданию нового бренда и усилить бренды фирм-учредителей.

Создание товариществ особенно популярно в азиатских странах, где местные юридические фирмы учреждают совместные компании с иностранцами.

Показателен опыт TMI Associates – шестой крупнейшей фирмы в Японии (в штате – 100 юристов). За последние 20 лет ею были организованы четыре совместных предприятия такого рода. Созданию первого из них – совместного товарищества с французской фирмой Gide Loyrette Nouel – способствовало введение в 1995 году нового закона, регулировавшего деятельность иностранных адвокатских контор в Японии.

В 1999-2007 гг. действовало временное товарищество с другой французской фирмой – Laurent Dubois Foreign Law Office. В 2001 г. было открыто СП с английской Simmons & Simmons, в 2005 г. – с американской Morgan, Lewis & Bockius, а в 2006 г. – с канадской Wakely Foreign Law Office.

Японцы и иностранцы в равных долях участвуют в капитале новой компании, а распределение прибыли происходит с учетом трудозатрат сотрудников каждой фирмы. Руководят товариществом два управляющих партнера – по одному от каждой стороны.

Нередко совместные товарищества создаются лишь для решения временных задач. Так в 2003 году американская фирма Thelen Reid & Priest и британская Pinsent Masons учредили компанию Masons Thelen Reid, целью которой было обслуживание крупномасштабных сделок в области строительства, инжиниринга, энергетики и инфраструктурных проектов в странах Азии и Ближнего Востока. Совместное товарищество с самого начала стало прибыльным, однако в 2007 году оно было распущено. По словам Стива О’Нила, одного из управляющих партнеров совместного предприятия, в определенный момент учредители осознали, что для выполнения подобных проектов им уже не требуется содержать отдельную фирму. Они по сей день продолжают сотрудничество, но на основе стратегии «Лучшие Друзья».

В некоторых случаях совместные предприятия организуются для решения узкоспециализированных задач. Например, в январе 2007 года калифорнийская фирма O’Reilly & Danko вместе с британской адвокатской конторой Stewarts, специализирующейся на авиационном праве, учредили товарищество, которое должно представлять интересы семей погибших в авиакатастрофах.

Опубликовано в журнале ЮБ №03-2008

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Яндекс.Метрика