Преимущества и недостатки различных стратегий роста

23. 05. 2018
posted by: Юридический бизнес
Просмотров: 125
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Rating 0.00 (0 Votes)

Для обеспечения роста своего бизнеса юридические фирмы, как правило, используют четыре типа стратегий.

Fotolia 138396572 XS1

Две из них являются полярными по отношению друг к другу с точки зрения скорости роста и присущих стратегии рисков. Стратегия органического роста, являясь наименее рискованной, предполагает относительно медленное увеличение объемов бизнеса путем развития отдельных направлений и роста квалификации специалистов за счет собственных сил. Стратегия слияний и поглощений, напротив, является наиболее рискованной, однако она позволяет за короткое время существенно усилить долю фирмы на существующих сегментах рынка юридических услуг, а также выйти на новые рынки.

Две другие стратегии являются промежуточными и призваны обеспечить более быстрый рост фирмы, но без рисков, присущих стратегии слияний и поглощений. Создание альянсов, сетей и совместных товариществ с другими фирмами является менее формальным типом союза юридических компаний и позволяет усилить позиции участниц альянса за счет объединения и дополнения усилий в различных областях.

Вступление в международные организации независимых юридических фирм позволяет получить доступ к другим региональным рынкам, а также дополнить свой портфель услуг новыми направлениями за счет сотрудничества с фирмами-участницами организации.

Нередко фирмы для достижения стратегических целей используют умелое сочетание различных стратегий роста. Это позволяет максимизировать преимущество каждой из них, а также снизить риски, присущие различным стратегиям роста.

При выборе той или иной стратегии, фирма должна руководствоваться теми целями, которые она ставит перед собой. Помимо этого, выбор обычно обусловлен сопоставлением и оценкой таких факторов как темпы возможного роста, затраты на реализацию стратегии и предполагаемые выгоды, риски, связанные с потерей клиентов и независимости фирмы, и др.

Органический рост

Стратегия органического роста представляет собой наиболее традиционную форму увеличения размеров бизнеса, основанную на постепенном расширении численности фирмы и увеличения объема выполняемых заказов. При этом основным источником роста являются собственные ресурсы. Наиболее агрессивная форма данной стратегии включает прибавление новых направлений услуг путем переманивания специалистов из других фирм.

В глобальном масштабе фирмы, использующие стратегию внутреннего роста, открывают собственные подразделения за счет перераспределения юристов из других офисов в новый регион, а также нанимая специалистов на местном рынке.

Используя данную стратегию, фирма сохраняет независимость, однако жертвует скоростью роста. Стратегия находит серьезные ограничения в условиях дефицита кадров на юридическом рынке труда. Фирма, которая ориентируется на медленный рост, рискует также потерять часть своих специалистов, которые могут быть прельщены перспективами, открывающимися в более крупных фирмах.

Наиболее престижные американские фирмы, такие как Watchell, Lipton, а также Simpson Thacher и Sullivan & Cromwell пошли по пути органического роста, избегая рискованных стратегий слияний и ориентируясь на сохранение высоких уровней рентабельности, присущих этим фирмам.

Основная часть иностранных фирм, например, Linklaters CIS, Freshfields Bruckhaus Deringer, White & Case LLC, Baker & McKenzie, имеющих российские представительства, использует в России, как правило, стратегию органического роста, предпочитая нанимать выпускников юридических факультетов ведущих вузов, а также переманивая специалистов из иностранных и российских фирм-конкурентов.

На данный момент большинство российских фирм также использует стратегию органического роста, постепенно развивая существующие направления, а также включая новые направления путем обучения существующих сотрудников, либо нанимая новых специалистов.

Преимущества стратегии органического роста:

  • Сохранение независимости фирмы.
  • Эволюционное развитие системы управления фирмой, нет рисков, связанных с потерей управляемости резко увеличившимся бизнесом, а также особой внутрифирменной культуры.
  • Относительно низкие затраты на реализацию стратегии.
  • Низкие риски, связанные с конфликтом интересов клиентов и финансовыми потерями.
  • Независимость дает фирме возможность для объединения с другими компаниями на основе альянсов и сетевых организаций.
  • Более персонифицированный клиентский сервис, свойственный меньшим по размерам фирмам.

Недостатки стратегии органического роста:

  • Невозможность существенного увеличения размера фирмы за короткий промежуток времени.
  • Стратегия имеет свои существенные ограничения в условиях медленно растущего рынка.
  • Значительные ограничения для реализации стратегии в условиях дефицита юристов.
  • Риск ухода специалистов в более крупные фирмы.
  • Возможная потеря клиентов по мере их роста и выхода на новые региональные рынки.
Своими силами
Среди ведущих английских фирм, которым свойственны стратегии слияний (как с местными, так и иностранными фирмами), выделяется Trowers & Hamlins, которая сумела открыть 8 офисов по всему миру, существенно улучшить свои позиции в рейтинге английских фирм исключительно за счет собственных ресурсов.

Слияния и поглощения

Наиболее агрессивная стратегия роста, которая за короткое время позволяет существенно расширить спектр предлагаемых услуг, увеличить объем обслуживаемых клиентов, а также заявить о себе на новых рынках. В то же время данная стратегия является наиболее рискованной и имеет серьезные недостатки.

Преимущества стратегии слияния и поглощения:

  • Стратегия позволяет обеспечить самый быстрый рост и укрепление конкурентной позиции за счет выхода на новые регионы, увеличения перечня услуг фирмы и количества клиентов.
  • При умелой организации проекта слияния, фирмы достигают синергетического эффекта за счет объединения опыта, знаний, технологий, персонала и ресурсов.
  • Высокий контроль над действиями объединившихся фирм. 

Недостатки стратегии слияния и поглощения:

  • Потенциальные конфликты интересов управляющих партнеров объединившихся фирм.
  • Высокие затраты на реализацию стратегии, снижение прибыльности фирмы.
  • Необходимость тратить значительные временные и финансовые ресурсы на построение системы управления и корпоративной культуры новой фирмы.
  • Потеря некоторых клиентов из-за конфликта интересов, а также потеря индивидуальности в обслуживании клиентов.
  • Риски ухода ведущих специалистов из-за конфликта интересов, а также резкого изменения внутрифирменной культуры.
Российский опыт
Среди наиболее успешных долгосрочных альянсов в России можно выделить Некоммерческое партнерство «Уральская правовая палата». Эта организация призвана объединить усилия уральских юридических фирм в деле формирования стандартов предоставления юридических услуг и усилить конкурентные преимущества фирм при обслуживании клиентов.

Стратегические альянсы, союзы и совместные товарищества (joint ventures)

Создание неформальных союзов, а также более формальных объединений в виде стратегических альянсов и совместных товариществ, зачастую является промежуточным этапом в деле последующего слияния сотрудничающих фирм.

Одним из наиболее более ярких примеров подобного объединения является альянс CMS, включающий девять западноевропейских фирм. Он насчитывает в своих рядах 2600 юристов, работающих в 47 городах мира. По своим размерам данный альянс сопоставим с крупнейшими английскими и американскими юридическими фирмами. Цель альянса – объединение усилий для предоставления клиентам более широкого спектра услуг, основанного на глубоком понимании специфики каждого региона, в котором работает фирма-участница альянса.

Необычной формой партнерства между юридическими фирмами без формального объединения является сеть «Лучших друзей» самой прибыльной английской фирмы Slaughter & May. Еще с 90-х годов фирма начала формирование по всему миру сети юридических фирм, близких Slaughter & May по духу и по качеству оказываемых услуг. При этом английская фирма выступает в роли заказчика по транснациональным проектам и поручает ведение того или иного дела своим иностранным партнерам. Доскональное знание национального законодательства, владение языком и необходимыми связями на местах позволяют партнерам Slaughter & May выполнять задачу на максимально высоком уровне. При этом обе стороны экономят и время, и деньги – как себе, так и своим клиентам.

Преимущества этой стратегии:

  • Возможность расширить свою деятельность (выйти на новый рынок, включить новые услуги) за счет объединения с другой фирмой (фирмами).
  • Сохранение независимости.
  • Формирование альянса и накопление опыта совместной работы может стать в дальнейшем хорошей базой для последующего слияния.
  • Относительно невысокие затраты на создание альянса.

Недостатки этой стратегии:

  • Как правило, временный характер создаваемых альянсов и совместных товариществ (под определенные цели).
  • Слабые возможности для обеспечения единства качества услуг и процедур.
  • Возможная несогласованность стратегий и тактик фирм-членов альянса, необходимость искать постоянные компромиссы во взаимоотношениях.
  • Формально незакрепленные альянсы и союзы могут создавать ситуацию неопределенности и серьезно снижать эффективность объединения.
Объединяя юристов
Самыми крупными международными организациями являются Lex Mundi (объединяет 20 тысяч юристов из 160 фирм в 99 странах мира) и Terralex (15 тысяч юристов из 158 фирм в почти 100 странах мира). Среди сетей, меньших по размеру, можно выделить INTERLAW, The Law Firm Alliance, The Law Firm Network и др.

Международные организации

Международные организации юристов представляют собой объединения юридических фирм по всему миру, за участие в которых ее члены платят взнос. Высокие критерии отбора фирм для вхождения в подобные сети дает определенные гарантии качества предоставляемых услуг.

Вступление в международную сеть дает возможность для роста без необходимости сливаться с более крупными игроками и тем самым без риска потерять свою независимость. При этом фирма, получившая доступ в такую организацию, может рассчитывать на дополнительные заказы от других участниц сети в случаях, когда юрисдикция предполагаемого проекта совпадает с регионом работы данной фирмы. Кроме того, компания сохраняет тех клиентов, которые расширяют свой бизнес на территории, в которых юридическая фирма не работает, благодаря наличию партнеров в рамках международной сети.

Зачастую международные организации независимых юридических фирм предлагают членство на эксклюзивной основе для данного региона и типа услуг, что позволяет получить максимально возможное число заказов, переданных от других участников сети для работы в данном регионе.

Некоторые российские фирмы являются членами той или иной международной сети независимых юридических фирм. Например, «Пепеляев, Гольцблат и партнеры» (INTERLAW), Magisters (Lex Mundi, Globalaw, Taxand), «Нева-ЮСТ» (Terralex), адвокатское бюро «Юринфлот» (Terralex, JCA), консалтинговая фирма «Объединенные Консультанты «ФДП» (MSI Global Alliance) и другие.

Её преимущества:

  • Получение новых заказов через рекомендации других членов организации.
  • Сохранение клиента, который выходит на новые регионы.
  • Повышение стандартов ведения юридического бизнеса за счет доступа к обмену опытом с другими фирмами.
  • Возможность быстрее познакомиться со спецификой работы в других регионах.
  • Быстрый подбор партнеров для выполнения проектов, осуществляемых в других регионах и/или требующих специализации, отсутствующей в фирме.
  • Экономия на затратах по сравнению с открытием своих собственных офисов в других регионах или слияния с другими фирмами.

Недостатки и ограничения:

  • Приток новых клиентов и заказов зависит от рекомендаций других фирм.
  • Необходимость соответствовать высоким стандартам предоставления услуг и обслуживания клиентов; прохождение регулярного «аудита» стандартов ведения бизнеса.
  • Некоторые организации накладывают ограничения на членство в других аналогичных сообществах.
  • Возможные проблемы в обеспечении необходимого качества предоставляемых услуг участниками организации.

Опубликовано в журнале ЮБ №02-2008

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Яндекс.Метрика