• Автор:
    Натан Коппель

Fotolia 145740868 XS1

Стерпеть такое нарушение профессиональной этики он не смог: уволился, рассказал об обнаруженных фактах властям и с трудом нашел вторую работу, потеряв в зарплате 7%. Эксперты говорят, что это редкий случай, когда можно оценить, насколько переплачивают клиенты юридических фирм.

Еще в декабре 2004 г. карьера Мэттью Фармера, младшего партнера чикагской юридической фирмы Holland & Knight, ощутимо пошла в гору. Он только что выиграл большое дело по иску клиенту фирмы, строительной компании Pinnacle, которую обвиняли в нарушении авторских прав, за что получил горячую благодарность коллег.

Но через несколько недель после окончания дела он обнаружил счет, выставленный Pinnacle за юридические услуги. И решил покинуть компанию, в которой проработал пять лет. И если в Holland & Knight работают 1200 человек в 24 отделениях в США и по всему миру, то в его новой фирме Cohn Baughman & Martin – всего 12. А зарплата Фармера стала на 7% меньше.

Что же случилось? Фармер обнаружил, что, по его словам, Эд Райан, партнер Holland & Knight, ответственный за выставление счетов, безбожно завышал время, потраченное сотрудниками на ведение дела. Например, в счете, выставленном клиенту, было сказано, что Фармер в первый день работы над делом потратил на исследование 6,5 часа, хотя он отчетливо помнит, что дело ему передали в конце рабочего дня и он едва ли проработал с ним больше 15 минут. Дальше – больше. Только в отношении себя он обнаружил более 60 «преувеличений». По его подсчетам, всего клиенту пришлось переплатить за 450 рабочих часов более $100000. И это может быть верхушкой айсберга, поскольку Фармер изучил лишь небольшую часть выставленных Pinnacle счетов на общую сумму $3,5 млн. В начале 2005 г. Фармер сообщил об обнаруженных фактах Колину Смиту, партнеру, отвечающему за соблюдение профессиональной этики, предложив уведомить о происшедшем комиссию по адвокатской этике штата. На что, по словам Фармера, получил такой ответ: «Не ходи туда, за что ты так Райана?»

Официальный ответ из Holland & Knight звучит так: «Выставленный счет соответствует ценности потраченного времени». После того как Фармер понял, что в фирме не будет внутреннего расследования инцидента, он покинул компанию, перейдя в менее престижную контору, и сообщил об обнаруженных фактах в комиссию по этике, где планируют собственное расследование. Между тем, страховая компания, в которой была застрахована Pinnacle и которой, в итоге, пришлось платить по счетам, подала на Holland & Knight в суд. Однако в прошлом месяце стороны заключили конфиденциальное мировое соглашение.

«Завышение счетов клиентов за почасовую работу сотрудников – это идеальное преступление», - говорит Уильям Росс, профессор права университета Сэмфорда. Его невозможно обнаружить, поскольку «клиент не может точно знать, три часа юрист работал с бумагами или пять». В 1996 г. он провел исследование вопроса и обнаружил, что две трети юристов (и три четверти клиентов) знают о том, что счета раздувают. История с Фармером, говорят эксперты, уникальна, она позволяет узнать хотя бы часть правды о происходящем на рынке юридических услуг. «По общему мнению, подобных случаев стало больше, поскольку юридические фирмы – это коммерческие предприятия, которым нужно извлекать прибыль и привлекать самых лучших сотрудников», - отмечает Стивен Гиллерс, профессор этики в школе права Университета Нью-Йорка.

Опубликовано в журнале ЮБ №01-2007