Многие профессионалы говорят, что в самом начале своей карьеры они чувствовали себя так, словно пришли на главный экзамен в своей жизни, но оказались совершенно не готовы к нему.

Переход от обучения к практике

Правильно выбрать свою область практики и выдержать конкуренцию на суровом рынке нелегко, даже будучи отличным выпускником, знающим учебник по праву от корки до корки. Часто путь к успеху лежит через ошибки и сложности, выдержать которые могут далеко не все. Так как зачастую растерянному новичку просто не к кому обратиться за советом, сегодня существует множество разного рода руководств в помощь молодым специалистам. Иногда кажется, что урок, который они преподносят, уже давно изучен, но, сталкиваясь с похожей ситуацией в реальной жизни, понимаешь, почему стоило его повторять. Самые главные советы и подсказки – обычно и самые простые и очевидные, но именно о них мы чаще всего забываем.

Существует несколько наиболее важных пунктов, которые молодой специалист должен учитывать, попадая в новую среду – в среду юридической фирмы.

Культурология

Прежде всего, новоиспеченному юристу очень важно узнать все о культуре той фирмы, в которую он попал. Процесс ознакомления лучше начинать еще на самом интервью. Кроме того, своеобразным источником послужат и разного рода «мифы и легенды», которыми славятся все фирмы. Корпоративный сайт также может рассказать о многом.

На первых порах важно внимательно слушать окружающих: о чем они говорят, как общаются, насколько доверяют друг другу. Например, вопросы, обсуждаемые всеми сотрудниками, подскажут, о чем может говорить сам молодой юрист, а о чем лучше пока помолчать. Если заболевший сотрудник постоянно звонит на работу, осведомляясь о делах – это уже говорит о многом – и в первую очередь, о том, как следует вести себя молодому специалисту, если вдруг заболеет он сам.

Общаясь с сослуживцами и наблюдая за их поведением, можно узнать даже мелочи: какой дресс-код принят в компании, сколько часов на самом деле занимает работа, чье мнение является важнейшим, какие главные ошибки совершали другие сотрудники в первые месяцы своей работы.

Быть собой

Часто, попадая в новую среду, мы стремимся приспособиться к ней, пытаясь стать похожими на всех ее обитателей. Иногда это может сработать, но не стоит злоупотреблять этим приемом. Опытные люди всегда разгадают подобный маневр, и подумают, что новый сотрудник просто неискренний человек, да к тому же подлиза! Для фирмы с ее сложившимися устоями очень полезны новые «вливания» – так что, будучи собой, новый сотрудник принесет только пользу.

Также не помешает чаще задумываться над собственными выгодами и предпочтениями. Например, вместо того, чтобы хвататься за любую работу, стоит повременить и поразмыслить, что вам нравится больше всего, в какой области вы хотели бы применить собственные навыки, какое именно общение и способ выполнения работы вам больше подходит. Это больше поможет развить способности и определиться с планами на будущее, чем простое «заваливание» работой.

Профессиональное планирование

Положение и почет не сваливаются с неба – это то, над чем приходится работать. Конечно, юридические фирмы помогают своим сотрудникам развиваться в профессиональном плане, но этого не всегда достаточно. Любой специалист должен иметь вполне определенные планы развития своей карьеры, если он действительно желает чего-либо достичь. Важно, чтобы эти планы были материализованы – тогда шанс их осуществления увеличивается во много раз. Можно составить два списка: один на период, скажем, пять лет, другой – лет на десять. Не стоит бояться быть слишком амбициозным, ставить завышенные планки – чем сложнее поставленная задача, тем большим будет шаг вперед. Лучше, если план будет прописан во всех деталях, какие только могут прийти в голову. Все ваши самые главные профессиональные цели надо изложить на бумаге. Умение правильно расставлять приоритеты – бесценное качество, совершенствовать его проще тогда, когда все задачи и цели четко обозначены и находятся перед глазами. Когда план готов, можно приступить к следующему пункту профессионального развития – поиску Учителя.

Профессиональный сенсей

Раньше, приступив к работе после окончания юридической школы, молодой юрист попадал в руки другого «преподавателя», который обучал его премудростям практики. Теперь же это редкость. Сегодня, как правило, каждая юридическая фирма имеет разработанные программы–тренинги, которые должны помочь начинающему специалисту. Однако этого бывает недостаточно, так как при проведении подобных тренингов невозможно учесть все индивидуальные нужды и особенности каждого конкретного юриста. Потому часто поиском ментора молодому специалисту приходится заниматься самостоятельно.

Когда план профессионального развития составлен, становится ясно, каковы ближайшие цели, задачи и необходимые условия для их достижения. Остается лишь найти того человека, который своим примером или советами может помочь достигнуть нужных результатов. Ментором не обязательно должен быть только один человек. Например, не каждый юрист хорош в маркетинге, а если молодому специалисту необходимы эти навыки (в чем вряд ли приходится сомневаться), то за ними он может обратиться к опытному специалисту, а, допустим, в ораторском искусстве ему может помогать третий «учитель».

Каждый период профессионального развития – своего рода ступень, поэтому с ростом ученика «учителя» могут и должны меняться. Скажем, когда юрист становится партнером, ему, разумеется, понадобятся иные умения, чем те, которыми он обладал до этого. Важно найти своего ментора в периоды смены работы, области практики и даже профессии. Некоторые специалисты советуют вместе с профессиональным планом заранее составлять и список менторов, к которым можно будет обратиться за консультацией в тот или иной период.

Хороший учитель – тот, кто умеет слушать и задавать вопросы. Он спрашивает, а его ученик сам находит ответ. Такая схема работает гораздо эффективнее, чем простые советы, так как впоследствии юрист сможет сам находить верные решения. Немаловажно и то обстоятельство, что значимость ментора иногда не зависит от важности занимаемой им должности или его возраста.

Встреча с клиентом

Для новичка-юриста важно помнить несколько правил поведения на встрече с клиентами. Прежде всего, необходимо осознавать, что для клиента помощник юриста – всего лишь дополнительная статья расходов, поэтому не стоит особенно выделяться и пытаться «показать себя». Неразумно также делать какие-либо замечания ведущему юристу, даже если вы уверены, что он ошибается. Вообще, для молодых юристов очень полезно посещать подобные встречи: следить за тем, как ведут дела профессионалы, и замечать, какие ошибки могут совершать даже опытные юристы.

Золотое правило для любого новичка: говорить только тогда, когда тебя об этом попросят. Если нужно составить краткий отчет о встрече, пусть он будет действительно коротким, но содержательным.

И последнее: лучше заранее оговорить с ведущим юристом, каких действий он ожидает от вас на встрече.

Реалити-шоу «Офис»

Некоторые молодые специалисты, пытаясь войти в доверие к сотрудникам, начинают наивно делиться с ними подробностями своей личной жизни, домашними проблемами и сокровенными мыслями. Возможно, такое поведение снимает напряжение и разряжает обстановку, но не забывайте, что любая фирма – это место, где информация распространяется практически со сверхзвуковой скоростью. Не стоит сразу же раскрывать все свои потаенные секреты, если не хотите приобрести сомнительную «известность».

 

У каждого человека на фирме – своя роль, и ценность ее часто зависит далеко не от занимаемой должности, а от личностных характеристик человека.

Молодой успешный специалист в первые же дни работы познакомиться со всеми сотрудниками офиса. Кроме того, нужно выработать свою стратегию сбора необходимой информации. Можно узнавать об интересующих вас личностях, например, у секретаря, можно пытаться заговорить с ними самому. Однако увлекаться подобными приемами все же не стоит, проявление излишнего любопытства всегда настораживает окружающих. Более важно научиться работать в команде, развить умение достигать результатов сообща. Да, и не стоит смотреть свысока на секретарей или технический персонал – мало кто из людей любит высокомерных снобов.

Трудовые будни

Зачастую, оценивая работу, проделанную новичком, юрист не комментирует своих замечаний. Он просто говорит, хорошо или плохо она была сделана. Не стоит, оставаясь в неведении, молча исправлять недочеты – всегда лучше спросить напрямую, чем пытаться проникнуть в сознание начальника в поисках ответа на вопрос: «Чего же он на самом деле от меня ждет?». Например, если молодого специалиста все больше и больше нагружают работой, это может означать, что юристу нравится то, как он с ней справляется, а может, наоборот, он хочет, чтобы неопытный сотрудник больше тренировался на практике. В подобных случаях нужно быть настойчивым и узнать истинную причину, чтобы затем выбрать верную стратегию поведения.

Многие известные юристы начинали свою карьеру с рутинной работы, которую сегодня делают помощники адвоката. Исполнение подобных поручений бывает очень полезным. Например, в процессе их выполнения можно завести важные и интересные знакомства в суде, узнать все детали судебного процесса, что называется, из первых рук.

Иногда может возникнуть соблазн выполнить задание «на скорую руку», не утруждая себя тщательной и детальной проработкой, особенно если сам юрист дает на это добро. Не стоит поддаваться подобному искушению: лучше потратить больше часов и стараний, но довести результат до совершенства.

Работая с техническим персоналом, неплохо и самому побольше интересоваться технологиями. В любом случае подобные навыки еще никому не помешали, учитывая их сегодняшнее значение. Хорошие отношения с младшими сотрудниками фирмы также очень важны, потому что эти люди могут стать поддержкой и опорой для новичка.

Если юрист поставил ограниченный срок выполнения для какого-то задания, а молодой специалист не успевает завершить работу к данному времени, то он обязательно должен сказать об этом. Иногда юристы просто не могут рассчитать время выполнения задания, забывая, что его будет делать еще неопытный специалист, поэтому последнему стоит держать своего непосредственного начальника в курсе происходящего и сообщать о возникающих затруднениях.

Еще один важный аспект профессионального поведения: молодому юристу не стоит зацикливаться только на своей непосредственной работе и событиях внутри фирмы, необходимо помнить и о существовании мира за ее пределами. Всегда остается вероятность того, что у него может возникнуть желание сменить работу, профессию или фирму, и чтобы быть в этот момент во всеоружии, необходимо постоянно отслеживать новости и о других организациях, профессиональных ассоциациях, что нетрудно сделать сегодня благодаря Интернету.

Всегда готов

Никто не узнает, какой вы замечательный специалист и каким огромным потенциалом обладаете, если вы будете держать свои навыки и умения при себе. Нужно быть активным, участвовать в повседневной жизни фирмы. Любые достижения и инициативы с вашей стороны будут только поощряться. Например, многие некоммерческие организации с удовольствием принимают помощь сторонних юристов, а юридическим фирмам выгодно, когда ее сотрудники занимаются общественной работой, повышая свой социальный статус и положение. Любая профессиональная деятельность, как и жизнь в целом, полна возможностей для тех, кто не сидит, сложа руки, а ищет новые пути и двигается вперед. Помните, с мыслью о том, что вы – «всего лишь рядовой сотрудник или работник этой фирмы», невозможно построить головокружительную карьеру.

Внимание к случайностям

Иногда самые гениальные решения приходят спонтанно. Не стоит опасаться случайностей и непредвиденных ситуаций, лучше быть готовым к ним и уметь извлекать пользу из всего происходящего. Со временем у молодого юриста может развиться настоящее профессиональное чутье: он научится безошибочно определять, какую подвернувшуюся возможность не стоит упускать, а от какой, наоборот, – лучше отказаться, какая случайность может стать счастливой для его карьеры, а какая – роковой.

Никто не застрахован от провала – даже маленькая деталь, упущенная из виду, может нарушить все планы, но это не означает, что нужно прекращать свое целенаправленное движение к успеху. Мало кому удавалось оказаться на вершине, не приложив при этом ни одного усилия и не преодолев ни одной трудности. Любая юридическая фирма заинтересована в профессиональном росте своих сотрудников, однако в первую очередь, самосовершенствование и поиск стимулов для дальнейшего развития – задача, приоритетная для нас самих. Только следуя собственным планам и стремлениям, перенимая опыт у успешных специалистов, можно стать настоящим профессионалом своего дела.