Фирмы и вузы – двустороннее развитие: интервью с Олегом Тимофеевым

21. 04. 2019
posted by: Юридический бизнес
Просмотров: 276
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Rating 0.00 (0 Votes)
  • Автор:
    Петр Никулин

Проблемы российского юридического образования не раз становились центральной темой обсуждения на страницах нашего журнала. Практики указывали на то, что современные подходы к обучению излишне академичны и не учитывают актуальных потребностей рынка, а выпускникам не хватает реальных навыков и знаний. Исправить ситуацию в отдельно взятом вузе взялись юристы нижегородской фирмы T&K Legal. Лидер компании – Олег Тимофеев – рассказал нашему корреспонденту о том, к чему приводит такое сотрудничество.

Какова история возникновения спецкурса, какова его миссия, главная задача? Что значит этот спецкурс лично для вас?

Олег Тимофеев: Мы считаем, что сообщество работодателей в лице юридических фирм или бизнес-корпораций не всегда обоснованно сетует на низкий уровень подготовки юристов в вузах. Часто приходится слышать, что работодатель вынужден самостоятельно «доводить» до необходимого уровня выпускников-«полуфабрикатов», пришедших к нему на работу.

Олег Тимофеев
В 1998 году окончил Нижегородский юридический институт по специальности «юриспруденция».
В 1995–2001 гг. – руководитель юридических подразделений нижегородских производственных компаний («РосАвто», Вермани»). С 2001-го по 2010 год – директор нижегородского офиса фирмы «Яковлев & партнеры». В настоящее время – основатель и управляющий партнер юридической фирмы T&K Legal.
Специализируется на инвестиционном консалтинге, корпоративном праве, земельных правоотношениях, международном коммерческом арбитраже, арбитражном процессе.
Член совета Нижегородского регионального отделения Ассоциации юристов РФ. Председатель комитета по иностранным инвестициям при ТПП Нижегородской области.

С учетом нашего более чем десятилетнего опыта работы в юридическом бизнесе, мы убеждены, что интеграция юридического образования и практики – процесс двусторонний. Работодатель имеет все возможности для того, чтобы влиять на процессы профессиональной ориентации студентов на самом раннем этапе, не вмешиваясь при этом в академический образовательный процесс.

Таким образом родилась идея нашего интерактивного участия в процессе профориентации студентов юридических вузов и факультетов. Эта идея воплотилась в совместный проект фирмы T&K Legal и факультета права нижегородского филиала ГУ – Высшая школа экономики. С марта 2010 года специалисты нашей компании ведут специальный курс для студентов 4-го курса: «Юридический бизнес России. Управление юридической фирмой».

В результате мы получили уникальную возможность объективно формировать профессиональные устремления выпускников при выборе конкретной юридической специальности, в том числе открыто обсуждать сложившиеся стереотипы и мифы о работе практикующих юристов.

По итогам лекционных занятий была проведена деловая игра «Создаем юридическую фирму». Студенты разрабатывали концепцию создания и развития региональной юридической компании, в рамках игры прошли 4 презентации-защиты. Победителям конкурса на самый реалистичный проект были вручены памятные призы – книги ведущих международных экспертов в сфере консалтинга.

Что сегодня представляет собой «социальный заказ» на сотрудника юридической фирмы (сформирован ли устойчивый круг работодателей, каков рынок этого труда, его перспективы, динамика, мотивация студента на нем и т. д.)?

Говорить о сформировавшемся «социальном заказе» на сотрудника юридической фирмы, во всяком случае – в Нижегородской области, пока преждевременно. Каждая юридическая фирма выдвигает свои профессиональные требования к выпускникам. Тем не менее можно говорить о каких-то общих запросах, которые есть у большинства работодателей. Я знаю многих собственников юридических фирм, которые в первую очередь оценивают практические навыки вчерашних студентов. Это и умение работать с простейшими регистрационными формами, знание структуры государственных органов и даже элементарные коммуникационные навыки. К сожалению, в вузах этому действительно не учат.

Наши внутрифирменные требования к соискателям на должность юриста/помощника юриста предопределены спецификой работы. Мы работаем с иностранными клиентами – нам нужны выпускники, свободно владеющие английским языком. Мы открываем межрегиональную судебную практику – нам нужны выпускники, имеющие опыт судебного представительства (хотя бы в качестве слушателя, стажера, помощника адвоката).

Я знаю всего два вуза в Нижнем Новгороде, которые потенциально могут дать студенту-юристу неплохой базовый уровень владения иностранным языком. При этом один из этих вузов не готовит юристов как специалистов, так что, как видите, круг соискателей на должность юриста в конкретную юридическую фирму уже сужается.

Но у нас есть еще один критерий отбора. У выпускников, которые приходят к нам на собеседование, должны гореть глаза, поскольку, как нам представляется, мы даем нашим будущим сотрудникам уникальную возможность принять совместное участие в развитии юридического бизнеса. Каждый может найти применение своим неординарным способностям и сделать свой вклад в развитие бизнеса и в свою собственную профессиональную капитализацию.

Этот спецкурс – веление души или попытка сознательно профориентировать студентов на такое направление юридической работы, как учредитель и (или) юрист юридической фирмы, – в дополнение к традиционным для вузов специализациям: прокурор, адвокат, следователь?

Когда мы начинали наш проект с ГУ-ВШЭ, многие мои коллеги задавали один и тот же вопрос: «Зачем тебе это надо? Ты готовишь себе конкурентов?»

Результаты спецкурса ответили на все вопросы: наши четверокурсники оказались прозорливее многих матерых юристов. Подавляющее большинство студентов не рвутся сразу после вуза открывать свою юридическую фирму или самостоятельно выходить на рынок юридических услуг, и это главный результат нашего проекта. Наши экспертные исследования показывают, что стремительный «вход» на рынок сразу после вуза примерно через год приводит к столь же стремительному «выходу». В результате мы получаем разочарованных «молодых предпринимателей» и не менее разочарованных клиентов. Мы убеждены, что создание юридической фирмы – это определенный путь, который должен пройти каждый юрист-профессионал. Поэтому наши главные рекомендации для студентов – не спешить выходить на рынок, а лучше поработать в юридической фирме наемным сотрудником или юристом in-house.

И еще один немаловажный аспект. Если даже предположить, что мы готовим будущих конкурентов, то с такими конкурентами я готов сотрудничать, поскольку могу быть уверен в их профессионализме. Такие конкуренты, «воспитанные» нашими совместными усилиями, и будут формировать в недалеком будущем цивилизованный рынок юридических услуг в России.

И если наш спецкурс станет для кого-то подспорьем в определении основных направлений развития собственного бизнеса (профессиональной специализации, программы маркетинга, стратегии развития, системы ценообразования, управлении рисками), то мы будем считать нашу миссию исполненной. Мы уверены, что в XXI веке Россия должна иметь цивилизованный и высокотехнологичный юридический рынок.

Марина Клепоносова
В 1987 году окончила Горьковский факультет Всесоюзного юридического заочного института (вечернее отделение). С 1982-ого по 1996 год работала в суде, органах юстиции и прокуратуры. В 2000 году защитила кандидатскую диссертацию в НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ. В настоящее время – декан факультета права ГУ-ВШЭ.
Среди профессиональных интересов Марины Клепоносовой – защита трудовых прав работников, индивидуальные трудовые споры, пенсионное страхование, правовое обеспечение государственных закупок.

О том, как происходит взаимодействие между представителями научного и юридических сообществ, рассказала декан факультета права нижегородского филиала ГУ – Высшая школа экономики Марина Клепоносова.

Марина Клепоносова: В настоящее время всех волнует вопрос будущего трудоустройства, что неудивительно – слухов о преизбытке юристов в стране ходит достаточно. Наш факультет права проводит большую работу по профориентации студентов. В первую очередь, это связано с работой Студенческого правового бюро (СПБ) – юридической клиники, оказывающей бесплатную юридическую помощь малообеспеченным гражданам. За время работы консультантами в СПБ студенты приобретают такой опыт, что проблем с трудоустройством у них не возникает. Кроме того, в программу обучения будущих юристов с этого учебного года включаются дисциплины, которые ориентируют студентов на создание собственного юридического бизнеса. Для проведения таких занятий (в форме тренингов, деловых игр и т. д.) факультет права приглашает известных практиков – представителей крупных юридических компаний.

Факультет придает серьезное значение взаимодействию между системой образования и работодателями. Наиболее актуальными формами сотрудничества являются, прежде всего, привлечение работодателей в образовательный процесс для проведения учебных занятий, а также их участие в качестве консультантов при составлении учебных планов и учебных программ. В настоящее время на факультете работают более 10 преподавателей-практиков из правоохранительных органов, судьи, юристы организаций. Ранее представители юридического бизнеса не проявляли интереса к преподаванию, да и в целом – к сотрудничеству с факультетом, однако участвуя в различных проектах, организуемых Ассоциацией юристов России, нам удалось найти формы успешного взаимодействия (например, с такими компаниями, как «ТМ Сервис», T&K Legal и др.).

Спецкурс «Юридический бизнес России» прослушали 40 студентов, обучающихся по гражданско-правовой специализации. Более 20 студентов проявили к данному курсу повышенный интерес. Результаты можно назвать «сверхположительными», поскольку ребятам впервые довелось участвовать в моделировании собственной юридической компании, предусматривая все аспекты ее деятельности, как собственно юридические, так и неюридические: менеджмент, маркетинг, управление персоналом и др.

Мы планируем реализовывать данный спецкурс и в будущем, увеличив количество аудиторных часов (преимущественно практических занятий: в форме деловых и ролевых игр).

Опубликовано в журнале Юридический бизнес, 2010

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Яндекс.Метрика