Юридический статус «партнер» сформировался под влиянием законодательства и системы англосаксонского прецедентного права, где он и функционирует. Так, под «партнерством» понимают форму предпринимательской деятельности в виде объединения (ассоциации) двух или более лиц (партнеров), которые совместно осуществляют коммерческую деятельность. Партнер – это участник какой-либо совместной деятельности, главным образом предпринимательской. Лично у меня при упоминании слова «партнер» возникают ассоциации с такими понятиями, как честность, порядочность, ответственность.
• Предотвращение оттока опытных специалистов
• Генерация дохода
• Оптимизация управления персоналом
Сразу хочу сделать первый вывод: если украинские юрфирмы созданы в форме хозяйственных обществ, в частности обществ с ограниченной ответственностью, то их участники не могут считаться «партнерами» в классическом понимании понятия «партнерство». Хотя с окончательными выводами торопиться не стоит, поскольку единого понимания того, что такое «юридическая фирма» в организационном аспекте, нет. Ключевой же особенностью юрфирмы можно назвать то, что это традиционная форма предоставления правовых услуг в сфере частной юрпрактики.
На мой взгляд, партнерство в юрфирме – это прежде всего бизнес, а уже потом осуществление профессиональной деятельности. Так, если раньше партнерство представлялось как форма «общества», «братства», а юрфирма скорее походила на профессиональную семью, то сейчас в мире доминирует представление о юрфирме как о «бизнесе», где общий интерес подчинен интересам индивидуальным. Если раньше действовала формула «один для всех, все для одного», то сейчас, можно предположить, действует формула «каждый за себя, но все вместе».
• Профессиональный опыт (практика)
• Личный авторитет среди клиентов/коллег
• Стаж работы в фирме
• Умение привлекать клиентов
• Навыки ведения и руководства проектами
Именно такое изменение акцента в сути партнерства и повлекло трансформацию: от «унитарного» до «федерального» партнерства, что и отразилось в системе двухуровневого партнерства, когда крупные юрфирмы кроме партнеров-совладельцев (паевых партнеров) имеют и второй уровень – тоже партнеров, но не совладельцев (непаевых партнеров). Главный резон введения двухуровневого партнерства – экономический: чем меньше совладельцев, тем больше у них доходов на одного из суммы общего дохода, принесенного эффективно работающими наемными работниками, которые стремятся стать совладельцами. Рационализация системы двухуровневого партнерства обнаружила немало второстепенных резонов в пользу ее внедрения.
Я считаю, что чем больше доход юрфирмы, тем больше вероятность введения в ней двухуровневой системы партнерства. При этом главное помнить: ответственность и мобильность – это ключевой внутренний вопрос любого вида партнерства. Надежность партнера – это свойство, проявляющееся в способности реализации сотрудничества при определенных условиях внешней среды, а также количественная и качественная оценка партнера, выражающаяся в таких параметрах, как финансовые показатели фирмы, ее деловая репутация, способность точно и вовремя выполнять взятые на себя обязательства и так далее. Мы прекрасно понимаем, что за правовое заключение или юридический аудит отвечает юридическая фирма, но при этом поскольку каждый партнер отвечает за фирму, из этого следует ответственность партнеров – координация вместо субординации.
Опубликовано в журнале Юридический бизнес, 2010