• Автор:
    Семен Фролов

bigstock 159199292 424

Особенностью этого выпуска является то, что кроме программных выступлений основных докладчиков в нем также можно найти содержательные фрагменты дискуссий и круглых столов. Кризис мобилизовал представителей делового юридического сообщества. Как следствие, на мероприятии не было протокольных сообщений и общих мест. По количеству идей, концепций, качеству представленного анализа «Юридический бизнес – 2009», без сомнения, превзошел все вместе взятые предыдущие мероприятия серии.

Пожалуй, то, что конференция газеты «Ведомости» в 2009 году получилась исключительно содержательной, является закономерным. Традиционно качественный подход к организации мероприятия совпал с объективной ситуацией, мобилизовавшей все интеллектуальные ресурсы юридического бизнеса. Несмотря на кризис это было яркое время и время, когда уровень спокойной откровенности и трезвости оценок позволил сложиться и новому уровню взаимопонимания и взаимной полезности.

В своем вступительном слове Дмитрий Афанасьев, председатель комитета партнеров адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры», отметил уникальность происходящих в экономике событий. «Это был непростой период для мировой экономики, сопровождавшийся падением промышленного производства, массовыми банкротствами и увольнениями, кризисом банковской системы. Добавим к этому падение цен на нефть, нарастающий дефицит государственного бюджета, а также стремительное таяние валютных резервов в нашей стране – казалось, что бизнесу остается лишь закрыть двери, заколотить окна и пересидеть два-три года, вообще не выходя на улицу. Мир еще не сталкивался с таким явлением. При этом наша страна оказалась особенно уязвимой из-за резкого снижения доходов от сырьевого экспорта», – напомнил г-н Афанасьев.

По мнению Дмитрия Олеговича, бизнес может и должен активно искать ответы на современные вызовы. «Я убежден, что юридический бизнес является наиболее продвинутой частью юридического сообщества, поскольку, взаимодействуя с политической властью, крупным российским и зарубежным бизнесом, он накапливает самый передовой опыт, впитывает в себя все самое лучшее и новое. Вот почему так важно, чтобы юридический бизнес, наконец, начал играть более заметную роль в жизни профессионального сообщества и в социально-экономической жизни страны, активно вступая во взаимодействие с государством по основным аспектам строительства правового общества в России», – считает лидер АБ «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры».

Кроме собственно стратегий адаптации к кризису участники конференции уделили самое серьезное внимание и более общим темам, касающимся, по выражению Д. Афанасьева, «обустройства общего дома». Это и вопросы совершенствования законодательной базы с целью сделать российское право более удобным для бизнеса. Это и повышение эффективности судопроизводства, борьба с коррупцией, регулирование рынка юридических услуг, а также новые аспекты взаимоотношений юристов и клиентского сообщества. Исключительно высокий уровень спикеров, качество их сообщений инициировали живой обмен мнениями. Все это делает вышедший сборник полезным для всех, кто интересуется проблемами российского юридического бизнеса.

На страницах сборника

  • выступления самых авторитетных представителей индустрии юридических услуг;
  • стратегии, идеи и концепции, которые реализуют самые успешные юридические фирмы и адвокатские образования России и СНГ;
  • ключевые проблемы рынка правовых услуг и предлагаемые пути их решения от признанных российских экспертов;
  • основные тренды развития юридической профессии в России, угрозы и вызовы, которые определяют будущее российского юридического сообщества;
  • новый формат издания, включающий работы профессиональных фотографов, освещавших мероприятие.

Прямая речь

Андрей Гольцблат, Goltsblat BLP: «Я думаю, что должно пройти некоторое время, и бизнес начнет потихоньку оглядываться вокруг и понимать, что ждать улучшений с закрытыми окнами, закрытыми дверями, пожалуй, не совсем верно. Он начнет потихоньку высовывать голову из-за этих забитых окон и увидит, что жизнь не остановилась и надо поскорее выходить наружу, иначе первыми выйдут другие, а ты так и останешься в заколоченном доме. Так что положительные тенденции, пусть и слабые, но все-таки намечаются».

Юрий Монастырский, «Монастырский, Зюба, Степанов & Партнеры»: «Приходится слышать, что у национальных фирм есть одно неоспоримое преимущество – знание местной специфики. Такое мнение мои коллеги и я не разделяем. В большинстве иностранных фирм работают лучшие российские кадры с превосходным пониманием этой самой специфики. А вот готовность работать в «серой зоне», оказывать околоправовые услуги – это сомнительное и вредное преимущество, приводящее к деградации национальных фирм».

Альберт Еганян, «Вегас-Лекс»: «Берусь утверждать, что в 99% юридических фирм, в том числе и в нашей, бизнес-процессы не являются оптимально выстроенными. Бизнес-процессы в юридических фирмах всегда несовершенны – неважно, российские они, иностранные или даже умозрительно сконструированные. Нам они кажутся идеальными, мы в них уверены, но если мы пригласим любого специалиста по системам качества, управления, бизнес-процессам, он за 10 минут объяснит, в чем мы не правы».

Генри Резник, Адвокатская палата г. Москвы: «В России в настоящее время нет единого рынка правовых услуг – есть адвокатура и есть юристы-предприниматели. Деятельность частнопрактикующих юристов вообще никак не регулируется. Собственно, им и юристами быть не обязательно. Любой коммерсант может записать в свой устав, что помимо, к примеру, прокачки нефти, частного извоза и пошива колготок он оказывает еще и правовые услуги. И будет вправе их оказывать на профессиональной основе не только в форме юридического консалтинга, но также судебного представительства по всем гражданским, арбитражным и даже уголовным делам, за исключением подсудных федеральным судам».

Евгений Тимофеев, Salans: «Как только компания начинает увеличиваться в масштабах, становиться реально большой армией юристов, то, как в любой корпорации, в любом бизнесе, предпринимательское начало начинает утрачиваться. Все начинает скатываться к стандартизированным процессам. Соответственно, место различных фирм в глазах потребителя услуг во многом определяется именно тем, могут ли их партнеры заставить сотрудников юридической фирмы давать решения клиенту, или все ограничивается абстрактными теоретическими исследованиями. Соответственно, этим определяется и успех».

Ирина Палиашвили, RULG: «Все были страшно заняты, ни у кого не было времени – мы перестали слушать друг друга, мы перестали общаться, не было ситуации, где каждый выигрывает: каждый имел роскошь преследовать свои интересы, но, вместе с тем, не было точки соприкосновения и диалога. То есть либо вообще не было диалога, либо был диалог слепого с глухим. И вот этот бум прошел. Настало время, по модному сейчас выражению, «нажать кнопку перезагрузки» отношений внешних консультантов с клиентами».

Опубликовано в журнале Юридический бизнес, 2010