Вторник, 23, апр, 8:16

Практика

  • Автор:
    Семен Фролов

В январе британское издание The Times опубликовало статью под названием «Slaughter and May ловко обходит финансовый кризис». Согласно мнению Алекса Спенса, автора материала, излишне традиционный подход к ведению юридического бизнеса, за который S&M часто критиковали (например, то обстоятельство, что фирма избегает открытия международных офисов), в условиях сжимающегося рынка показывает свою успешность. В 2008 году, несмотря на кардинальное снижение деловой активности, Slaughter and May сыграла важнейшую роль в нескольких крупнейших сделках: консультировала крупную горнодобывающую компанию BHP Billiton в ее попытках купить Rio Tinto, содействовала банку Banco Santander по время покупки Alliance & Leicester на сумму 1,25 млрд фунтов стерлингов, а также просвещала авиакомпанию British Airways по вопросам приобретения испанской авиакомпании Iberia. Кроме того, фирма получила статус юридического советника при британском Министерстве экономики и финансов (The Treasury), принимая активное участие в проекте национализации банка Northern Rock.

Веселье в работе
Помимо очевидных элементов стратегии и тактики фирмы, менее доступной исчислению, однако весьма важной является и внутренняя корпоративная культура S&M. В своем интервью изданию The Lawyer Кристофер Соул отметил, что одним из ключевых факторов выбора главы фирмы является наличие у него интуиции и глубокого понимания той культуры, которая свойственна Slaughter and May. Если это так, то особенности нового старшего партнера показывают, что в фирме работают вовсе не «сухари», как это кому-то могло показаться. В своей речи, посвященной началу работы в новом статусе в январе 2008 г., г-н Соул вместо детального рассказа о видении стратегии фирмы, заявил, что самое главное в его работе в качестве главы – обеспечить, чтобы юристам было... весело. «Серьезный юридический бизнес требует легкости», – отметил он. По его словам, работа юриста очень ответственна и требует весьма серьезного подхода к делу. «В то же время я уверен, что начинать работу над любой сделкой нужно с чувством юмора. Это облегчает управление большим проектом. Как следствие, и результаты при таком подходе будут лучше, – сказал Кристофер Соул. – Не нужно забывать и о жизни за пределами офиса. Важно, чтобы люди умели хорошо расслабляться и имели интересы помимо работы. И чтобы они относились к этим интересам действительно с энтузиазмом, будь то музыка или сквош». Кстати, сам Кристофер Соул – большой поклонник рок- и поп-музыки и посещает более десятка концертов в год.

Ближайшие конкуренты фирмы по «Магическому кругу» пошли на масштабные сокращения: только в лондонском офисе Allen & Overy уволили почти 130 специалистов, масштабные сокращения прошли в Clifford Chance и Freshfields, в результате чего количество партнеров в этих фирмах снизилось до уровня 2004 – 2006 гг. Slaughter and May с ее небольшим составом удалось подобных мер избежать и ограничиться только замораживанием зарплат. Избежали в фирме и переноса сроков начала работы молодых специалистов – выпускников юридических школ, которых традиционно каждый год набирают в качестве стажеров.

По мнению критиков, клиентская база компании, в которой доминировали ведущие английские корпорации, была слишком сфокусированной, и фирма не уделяла достаточного внимания растущей важности финансовых компаний. Однако кризис серьезно пошатнул позиции финансового сектора, в меньшей степени затронув компании реального сектора, и подтвердил всю мудрость выбранной Slaughter and May стратегии.

Международная стратегия

Избегая открытия собственных отделений по всему миру, Slaughter and May смогла поддерживать затраты на более низком, нежели у ее конкурентов, уровне. В своей международной стратегии фирма опирается на сеть «лучших друзей», в которую входят европейские независимые юридические компании, которым она при необходимости передает работу, выходящую за пределы Британии. Пока большинство ведущих британских и американских фирм активно открывали офисы в Европе, Азии и на Ближнем Востоке, Slaughter and May поддерживала минимальное присутствие за пределами Лондона, открыв небольшие офисы в Брюсселе, Париже и Гонконге. И вновь решения S&M оказались разумными: кризис «подточил» позиции многих международных юридических фирм, которые были вынуждены существенно сократить численность специалистов, работающих в иностранных отделениях.

Благодаря значительно более высокой рентабельности Slaughter and May встретила кризис более подготовленной финансово, нежели ее конкуренты. Это, в свою очередь, позволило компании иметь большее поле для маневрирования в части расценок на услуги.

Малые клиенты

Чтобы поддерживать высокий уровень загрузки своих молодых специалистов, фирма ведет активную политику привлечения менее масштабных клиентов, предоставляя последним услуги по сниженным расценкам. Благодаря своему устойчивому финансовому положению Slaughter and May может себе это позволить, по крайней мере, в краткосрочной перспективе. Сохранение занятости юристов способствует поддержанию здорового климата в коллективе и еще большему повышению лояльности сотрудников (фирма и так славится тем, что не привлекла ни одного внешнего партнера «со стороны»: все они «выросли» до этого статуса в рамках родной компании). Тактика, направленная на сохранение состава команды, сполна окупится в дальнейшем, поскольку к моменту «потепления» на рынке фирма не будет испытывать недостатка в специалистах, чего нельзя сказать о конкурентах, которые пошли на масштабные сокращения.

Гибкая специализация

Еще один фактор, который позволил фирме лучше адаптироваться к кризису, – подходы к специализации, которых придерживаются в компании. Полносервисная фирма поощряет своих юристов избегать жесткой специализации. Это создает необходимую базу для переориентации на другие направления в случае изменения ситуации на рынке. Так, в последние несколько месяцев в фирме перевели некоторых партнеров из практики структурированных финансов в департамент реструктуризации задолженности и банкротств, услуги которого в настоящее время пользуются большим спросом.

Ценностный подход

Slaughter and May модифицировала также и подходы к определению цены проектов. Фирма уже давно применяет так называемый «ценностный» подход к определению стоимости своих услуг (value-based), при котором определение цены осуществляется на основании рисков, сложности и новизны работы юридических консультантов, а не по ставкам почасовой оплаты. Применяет S&M и заранее фиксированную стоимость проекта (fixed fees), а также предлагает скидки при оплате сделок, которые по тем или иным причинам так и не были завершены.

Высокая рентабельность
Slaughter and May является традиционным партнерством, поэтому может не раскрывать свои финансовые показатели. Однако некоторые издания оценивают годовой оборот компании примерно в 420 млн фунтов стерлингов. Это почти в два раза меньше, чем у ее конкурентов – Allen & Overy, Clifford Chance, Freshfields Bruckhaus Deringer и Linklaters. Однако считается, что уровень ее рентабельности выше на 50%. Согласно некоторым оценкам, средний размер прибыли на одного партнера S&M в 2007 году составил 1,5 млн фунтов стерлингов.

В последний год корпоративные юристы, столкнувшиеся с необходимостью сокращения юридических бюджетов, все с большим напряжением относятся к почасовой оплате, поэтому фирма еще активнее использует нетрадиционные подходы к оплате услуг, укрепляя свою репутацию среди клиентов.

Не время для отдыха

Несмотря на все это, в фирме не почивают на лаврах. По словам Кристофера Соула, старшего партнера компании, Slaughter and May предоставляет самые качественные услуги, но в фирме хорошо осведомлены о растущей конкуренции на рынке и четко понимают, что доказывать свою ценность для клиентов нужно изо дня в день. Кроме того, сам Соул ожидает, что следующие несколько лет будут очень трудными для юридических фирм, и считает текущий кризис самым худшим со времен второй мировой войны. «Хотя я и оптимистично оцениваю нашу модель, поскольку она хорошо себя зарекомендовала, однако в полной мере понимаю, что впереди нас ждут особенно трудные времена», – отметил он.

При подготовке данной статьи были использованы материалы сайтов www.business.timesonline.co.uk, www.legalweek.com и www.thelawyer.com.

Опубликовано в журнале Юридический бизнес, 2009

 

Бизнес

Защита интеллектуальной собственности – это защита инвестиций

21-10-2021 Hits:949

Cовершенствование инфраструктуры рынка нематериальных активов.

Интеллектуальная собственность: генеральная уборка

29-04-2021 Hits:1440

От учета служебных произведений до токенизации творческого продукта

Автоматизация как рычаг для эффективной работы юристов, мировых судей и...

04-02-2021 Hits:4394

Два года назад, в 2018 году Денис Новак (Заместитель Министра юстиции РФ) в ходе конференции "Новые технологии и...

Продвижение

Освоение блогосферы: попытка Томаса Кейна

14-09-2019 Hits:1949 Продвижение

Блогов, посвященных маркетингу и бизнес-стратегиям юридических фирм, в Интернете можно найти бесчисленное множество. Каждый из них имеет свои сильные и...

Маркетинговые стратегии и область практики...

10-09-2018 Hits:6049 Продвижение

В своих статьях Арт Итало неоднократно упоминал о том, что полезные, а главное, продуманные знакомства обеспечивают высокую вероятность того, что...

Маркетинговые стратегии и область практики...

30-07-2018 Hits:1923 Продвижение

15. Практика по иммиграционному праву Практика в этой сфере – весьма специфическая вещь, требующая не только обширных деловых связей, но и...

События

Фирмы

Мультиофисная юридическая фирма сокращает расходы...

26-02-2020 Hits:2382

В 2011 году группа правовых компаний «Интеллект-С» открыла два новых офиса – в Москве и Новосибирске...

Звезды Поднебесной

17-02-2020 Hits:1837

Активное экономическое развитие Китая в последние десятилетия вызвало высокий спрос на квалифицированную юридическую помощь, и, вероятно...

Valorem Law Group: беженцы на...

06-10-2019 Hits:2742

Valorem Law Group – так звучит название, пожалуй, одной из наиболее уникальных фирм из числа когда-либо...

Люди

Френсис Ли Бейли: демон юриспруденции

26-08-2019 Hits:5488

Мало кто возьмется утверждать, что юрист – это та профессия, где довольно легко прославиться. Обычный человек...

В ответе за все

11-03-2019 Hits:8474

Партнер – это лицо фирмы. У него гораздо более высокий, чем у топ-менеджера, уровень ответственности за...

Пинни Эллен: изменить все, не изменяя себе

20-08-2018 Hits:2452

Пинни Эллен, выпускница Гарварда и партнер одной из престижнейших юридических фирм Атланты Alston & Bird, совершила...

Партнеры

Раздел на стадии наполнения, материалы временно отсутствуют.

Финансы

Менеджмент

Баланс

Интервью

Последнее

Поиск юриста

Выбор консультанта

Раздел на стадии наполнения, материалы временно отсутствуют.

Представление

Деньги

Юристы на миллиард: рейтинг Forbes

26-08-2019 Hits:4453

В сентябре 2010 года всемирно известный журнал Forbes представил список 400 самых богатых людей США. Даже...

Партнерство в юридических фирмах: навстречу деньгам

18-03-2019 Hits:5607

Одно время партнерство как способ ведения дела в юридической фирме считалось не только единственно возможной, но...

Сколько стоит время, или О методах определения размера гонорара юриста в США

28-12-2018 Hits:4164

Как определить стоимость юридической услуги? В эпоху ранней Римской империи юридические услуги предоставлялись на бесплатной основе...

Карьера

Юридическая профессия: блеск и… все остальное

21-02-2020 Hits:2317

Профессия юриста в США остается престижной, однако с каждым годом становится все более труднодоступной – к...

Незаменимый ассистент

15-10-2019 Hits:3585

Помощника юриста во многих западных изданиях традиционно называют «трудягой». И если кто-то может выделиться своими особыми...

Лучшее меньшинство

26-08-2019 Hits:1701

В современном мире женщина, занимающая кресло руководителя успешной юридической фирмы или пост судьи, перестала считаться в...

Последние статьи

Объявления

Подписка

Подпишитесь на свежие новости