• Автор:
    Автор: Евгений Шестаков, управляющий партнер группы правовых компаний «ИНТЕЛЛЕКТ-С» (г. Екатеринбург)

bigstock 221601772 428

Дело в том, что юристы, по закону жанра, обязаны излучать уверенность, спокойствие и производить впечатление успешных людей. Лично у меня пока получается сохранять внешние профессиональные признаки, хотя, честно признаться, с каждым днем делать это – все труднее и труднее.

Сейчас остается лишь вспоминать те бешеные темпы, которыми развивался российский рынок юруслуг. Российские предприниматели лишь недавно научились ценить и отличать специалистов высокого класса, взвинтив их зарплаты на неведомые высоты, клиенты начали приходить к пониманию, что высокому качеству юридических услуг соответствуют высокие гонорары.

Сами же юридические фирмы, задумавшись о будущем, стали не на шутку выстраивать долгосрочные стратегии, планировать региональное развитие, вкладываться не только в собственную инфраструктуру, но и в какие-то интеллектуальные продукты, системы качества, электронный документооборот и тому подобную роскошь. Некоторые даже, страшно сказать, занялись благотворительностью, стали развивать pro bono – бесплатную юридическую помощь по американскому образцу, затеяли реформы внутренних партнерских отношений, внедрили внутренние системы наставничества и удержания перспективных сотрудников, кодексы этики, стандарты оказания услуг.

И вдруг грянул мировой экономический кризис, свои ощущения от которого я сравниваю с тем, что может чувствовать пассажир падающего самолета: страшно не от того, что все умрут, главная жуть заключается в осознании собственной беспомощности, в понимании, что от тебя ничего не зависит, совсем ничего. А теперь представьте, каково в этом падающем самолете профессиональному консультанту, который должен за считанные секунды сделать все возможное: раздать желтые спасательные жилеты со свистком для отпугивания акул, поднять откидные столики, рассказать, как пользоваться кислородной маской и группироваться в ожидании удара. Шансы на выживание в этой ситуации как у пассажиров, так и у консультанта, приближаются к нулю, но теоретически они есть, а значит, есть и смысл в таком «консалтинге».

Надо поставить себя на место юриста, чтобы понять, насколько обидно бывает в последний раз консультировать клиентов, с которыми доверительные отношения складывались годами. Пока таких «уходящих» доверителей немного, но зная ситуацию почти всех клиентских компаний, понимаешь, к сожалению, как мало осталось клиентов, положение которых не вызывает беспокойства.

Меня как руководителя юридической фирмы, живущего не изолировано, а внутри юридического бизнеса как такового, с общими для всех проблемами и достижениями, воспринимающего себя его частью, волнует больше всего не то, что клиенты перестают платить моей фирме или сокращают бюджеты на мои услуги, а то, что одни в принципе никому больше не могут платить за юридический консалтинг, а другие стали меньше им пользоваться.

В «ИНТЕЛЛЕКТ-С», как, впрочем, и во всех больших юрфирмах, сильнее пострадали те практики, которые были особенной «гордостью» и приносили наибольшую прибыль – например, юридические услуги в сфере интеллектуальной собственности, инвестиций, строительства и девелопмента. Удивляться нечему, ведь это юридические продукты для растущей и развивающейся экономики, выросшие как на дрожжах вместе с ней и также быстро обрушившиеся вслед за ее падением.

Помимо всех прочих последствий кризиса, ощущается и некий осадок, чувство, будто бы за время нахождения в тайге потеряно абсолютно ненужное там умение пользоваться столовыми приборами. Потом, когда мы выйдем из леса и пойдем в ресторан, будем чувствовать себя неудобно.

И все же нам грех жаловаться, так как те фирмы, к образу и подобию которых мы стремились – такие высокотехнологичные, те, что, как нам казалось, забрали все «самое вкусное» себе, – чувствуют себя теперь намного хуже, а некоторые глобальные юридические фирмы даже находятся на грани финансового краха. Если юристы фирм, входящих в так называемый «Магический круг» (Magic circle), уходят из офисов c Таймс-сквер домой к своим детям в шесть вечера, так и не «добиллив» план, или уезжают в Тибет на месяц в ожидании увольнения, то юристы российских юридических фирм, сидя в типичных «советских» офисах и работая на коленке по 18 часов в день и выходные, обеспечивают клиентов обычными юридическими услугами первой кризисной необходимости: взыскивая долги и кредиты, исполняя решения, увольняя и сокращая персонал, продавая недвижимость добросовестному приобретателю, скрывая активы, снижая претензии, регистрируя чистые фирмы и ликвидируя грязные, отбивая захваты, банкротя все подряд.

Радует, что в отношении количества кризисных клиентских обращений в первую очередь выиграли фирмы, которые годами вкладывались в собственную деловую репутацию, так как клиенты валом пошли только туда, куда было рекомендовано сходить друзьями и коллегами – в юрфирмы, которые, что называется, «на слуху». Понятно, что подобные услуги первой юридической необходимости не в пример дешевы, но это все же хлеб, он поможет выжить многим юрфирмам и, надеюсь, позволит сохранить структуру, административный и юридический штат высокотехнологичных и элитных юридических практик, оставшихся сейчас практически без «дорогостоящих» заказов.

В качестве заключения хочется сказать представителям бизнеса как профессиональным заказчикам юридических услуг: конечно же, мы понимаем, что невозможно в плохие времена пользоваться юридическими услугами в том же объеме, что и в хорошие. Ведь юридический консалтинг – единственный из всех видов делового консалтинга, который реально и осязаемо приносит деньги в компанию клиента. Кризис ухудшает ситуацию по всем статьям, и тот маленький ручеек, который обеспечивали юристы, взыскивая долги, сокращая встречные претензии, уменьшая санкции и аппетиты госорганов, радеющих за выполнение плана по привлечению и за пополняемость бюджета, необходимо поддерживать как минимум в докризисном объеме, а еще лучше – увеличить в несколько раз. Ресурсы восстановления ликвидности бизнеса можно попытаться найти в тех сферах, которые раньше, на фоне общего благополучия, были забыты и списаны на убытки или забросаны деньгами. Нельзя исключать возможность задним числом «отыграть» некоторые из подобных ситуаций, надо только дать юристам взглянуть на соответствующие документы.

Кроме того, кризис – это время войны юридических технологий, где с одной стороны линии фронта стремятся получить все причитающиеся по справедливости и по праву деньги и блага, а с другой – не отдать чужое. Кто победит в этой войне? Тот, у кого лучшие юристы, или я не прав?

На мой сугубо предвзятый взгляд, очевидно, какая рубашка сегодня ближе к телу любого предпринимателя. Я уверен, что ближе к телу рубашка-юрист, а вы как думаете?

Опубликовано в журнале Юридический бизнес, 2009