• Автор:
    Анна Жуковская

Fotolia 171111827 XS1

Так, в апреле этого года в одной из ведущих юридических школ страны – Джорджтауне – прошла конференция, посвященная обсуждению тенденций развития международных юридических фирм. Большой интерес участников встречи вызвала дискуссия о возможностях корпоратизации в рамках юридического бизнеса.

Конференция «Будущее глобальной юридической фирмы» прошла в Джорджтауне 17 и 18 апреля и стала второй встречей представителей юридической и академической бизнес-среды, заинтересованных в обсуждении изменений на глобальном юридическом рынке.

На конференции обсуждались следующие темы:

  • Зарождающиеся тенденции в международной конкуренции;
  • Собственность и структура капитала юридических фирм, возможность привлечения внешнего финансирования;
  • Этика и профессиональные ценности;
  • Перспективы в области корпоративного права и финансов;
  • Организационная и культурная динамика;
  • Опыт других профессиональных сервисных фирм.

Среди участников мероприятия были руководители и партнеры таких юридических фирм как Orrick, Freshfields, Baker & McKenzie, Clifford Chance, Allen & Overy, DLA Piper, Slater & Gordon и др., представители регулирующих правовые отрасли органов Австралии и Великобритании, известные консультанты, представители профессиональных СМИ, а также профессора ведущих юридических школ США.

По словам Брюса МакЭвана, который посвятил конференции несколько обширных постов в своем популярном блоге Adam Smith, Esq., самым подходящим словом для описания духа этого мероприятия является «изменение».

Как отметил Стюарт Пофам – старший партнер из фирмы Clifford Chance – в своем интервью изданию The Lawyer, в центре внимания конференции было обсуждение того, как юридические фирмы как бизнесы изменились за последние годы, и как они будут меняться в будущем.

По мнению участников конференции, радикальные изменения на рынке будут вызваны такими тенденциями как сегментация, глобализация и консолидация юридических фирм.

Сегментация означает разделение рынка юридических услуг на высший и низкий сегмент. В первом фирмы выполняют наиболее высококвалифицированную и прибыльную работу для клиентов, малочувствительных к цене услуг. Фирмы из второго сегмента будут вынуждены участвовать в острой ценовой конкуренции при высочайших требованиях к качеству предоставляемых услуг.

«Фирмы будут становиться все более глобальными. Консолидация фирм продолжится и дальше. Как следствие будет наблюдаться тенденция концентрации все большего объема юридической работы в руках крупнейших международных фирм», – отмечает Брюс МакЭван в своем блоге.

«Если 20 лет назад 50 ведущих американских фирм занимали 6-процентную долю на рынке, то теперь на них приходится около 25%», – приводит он пример, иллюстрирующий тенденцию консолидации среди юридических фирм.

Наибольший интерес на конференции вызвала тема будущих организационно-правовых особенностей юридических фирм.

Как отмечает Стюарт Пофам из Clifford Chance, важность структуры управления юридическими фирмами постоянно возрастает и вопрос привлечения внешнего капитала в деятельность юридических фирм все чаще обсуждается в правовом сообществе.

«Традиционно фирмы считали, что только юристы обладают необходимым уровнем понимания того, как должна управляться юридическая фирма. Однако мы все больше видим, что для успеха глобальной юридической фирмы весьма важны управленческие и бизнес-навыки», – заключил г-н Пофам в интервью изданию The Lawyer.

В дискуссиях о возможном участии не-юристов в собственности юридических фирм чаще всего выделяют проблему возникновения конфликтных ситуаций, затрагивающих интересы клиентов.

При попытке ответить на вопрос «Помешают ли внешние инвесторы соблюдению этических норм ведения юридического бизнеса?», участники конференции обратились к опыту других отраслей.

Из анализа опыта работы ОАО в других отраслях нельзя сделать вывод о том, что выход компании на фондовую биржу увеличивает примеры ее неэтичного поведения. Например, авиакомпании, при всей необходимости сокращать издержки, не делают этого в ущерб безопасности пассажиров, а фармацевтические компании не занимаются подделкой лекарств. «Кроме того, никто не сомневается в консультациях Goldman Sachs со времен ее IPO», – остроумно подмечает Брюс МакЭван.

К тому же, как отметили участники конференции, не нужно забывать о том, что на рынке уже сейчас существует серьезное давление по поддержанию высокого уровня прибыли на одного партнера. Трудно представить, что требования со стороны миноритарных внешних инвесторов по поддержанию определенного уровня рентабельности будут больше чем те, которые уже сложились на юридическом рынке.

Лэрри Рибстейн, профессор юридического колледжа при Университете Иллинойс, в своем блоге Ideoblog отметил, что при прогнозировании будущей структуры юридической фирмы нельзя опираться на существующую модель.

«Юридический бизнес во многом определяется устаревшими нормами регулирования структуры юридических фирм, в частности жесткими ограничениями в области конфликта интересов, структуры собственности и недопущения конкуренции», – говорит г-н Рибстейн. – Эти правила существенно ограничивают юридическую фирму при привлечении капитала, удержании лучших специалистов и привлечении новых клиентов».

По мнению многих участников конференции, ввод в действие английского «Билля о юридических услугах» неизбежно повлияет и на ситуацию в США, где регулирующие органы на уровне каждого штата будут вынуждены привести систему регулирования в соответствии с новыми реалиями.

«Рынки требуют более низкие цены на правовые услуги и большую гибкость. При этом международная конкуренция только усиливает это давление. Очень скоро американским фирмам придется конкурировать с английскими фирмами, которые будут действовать в более либеральных условиях после дерегулирования британского юридического рынка», – заключает профессор Рибстейн.

Опубликовано в журнале Юридический бизнес, 2008