«В чем «соль» проектов ГЧП»: интервью с Дмитрием Дементьевым

24. 09. 2018
posted by: Юридический бизнес
Просмотров: 168
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Rating 0.00 (0 Votes)

В условиях финансового кризиса, на фоне нарушения сложившихся механизмов реализации инвестиционных проектов, роль государства в качестве заказчика социально значимых проектов будет усиливаться. Это открывает для юристов и адвокатов широкое поле для продвижения своих услуг.

Fotolia 171835948 XS1

Юридическая фирма Magisters одной из первых распознала перспективы данного направления и в настоящее время активно развивает комплекс услуг в рамках правового обеспечения проектов государственно-частного партнерства. Об особенностях развития данного направления и дальнейших перспективах мы поговорили со старшим юристом компании и руководителем группы ГЧП и инфраструктуры – Дмитрием Дементьевым.

Какие виды юридических услуг и работ входят в направление государственно-частного партнерства (ГЧП) в Magisters?

Проекты ГЧП – это комплексный и сложный механизм, который включает в себя различные аспекты права. Что такое проект ГЧП? В российском законодательстве это в основном концессионное соглашение. Однако сама по себе концессия включает в себя множество составляющих: структурирование и финансирование сделок, вопросы, связанные с земельным правом, строительством, недвижимостью, предоставлением услуг. Важное место в таких проектах может занимать и разрешение споров.

Дмитрий Дементьев
Дмитрий Дементьев специализируется на юридическом сопровождении проектов государственно-частного партнерства, а также на международном торговом и таможенном праве.
Дмитрий имеет опыт работы в области российского и международного законодательства в США и России. Он работал в таких организациях, как Международный уголовный трибунал по бывшей Югославии, Хельсинский комитет по правам человека, Dilworth Paxson LLP, Kelley Drye & Warren LLP, International Law Association, а также в российской авиакомпании ООО «АК «Сириус-Авиа»».
Дмитрий окончил Rutgers University School of Law (Camden, NJ), University of Pennsylvania (Philadelphia, PA), Eastern College (St. Davids, PA), а также юридический факультет Московского государственного лингвистического университета. Свободно владеет английским и немецким языками.

Широкий спектр услуг, оказываемых нашей фирмой, позволяет нам по запросу клиента предоставлять юридические услуги по любому из этих направлений. Подобный комплексный подход крайне важен для юридической фирмы, развивающей направление ГЧП, и однозначно является нашим конкурентным преимуществом.

В последние годы термин ГЧП является очень популярным в России. Особый интерес к этому вопросу возник после принятия в 2005 году Закона «О концессиях». Несмотря на актуальность этого направления, проекты в области ГЧП на сегодняшний день продвигаются крайне медленно. Среди основных причин можно отметить сложность подобных сделок и отсутствие практического опыта реализации таких проектов. Безусловно, свою роль сыграл и мировой финансово-экономический кризис. Для дальнейшего развития ГЧП в России определенно нужны так называемые «success stories», иначе говоря, удачно реализованные проекты, которые стали бы примером для подражания и определенным толчком к успешному развитию рынка ГЧП.

Изначально в России было заявлено о запуске сразу нескольких мега-проектов, успешная реализация которых при отсутствии определенного опыта в данной области представляется довольно сложной задачей. У специалистов есть довольно хорошее теоретическое представление о том, как все должно происходить, однако реальный опыт работы по успешно завершенным проектам ГЧП пока есть только у западных специалистов. В частности, самый большой практический опыт имеют британские специалисты, где первые ГЧП проекты стартовали еще начале 90-х. По мере накопления успешного опыта сформировалась четко налаженная схема реализации проектов ГЧП, которая уже много лет практически не дает сбоев.

Известно, что многие специалисты весьма неоднозначно воспринимают возможность копировать опыт западных коллег, основываясь на том распространенном мнении, что российский рынок – очень своеобразен; его реалии незнакомы западным специалистам, уровень развития и специфика ведения бизнеса не позволяют применять западный опыт в России.

Любое мнение имеет право на существование, однако, опираясь на наш опыт, могу сказать, что такое представление во многом ошибочно. Конечно, механически использовать доказавшие свою эффективность на Западе схемы реализации проектов ГЧП в российской действительности невозможно. Наглядный пример: в Великобритании совершенно отличная от России правовая система, и проекты ГЧП реализуются в рамках договорного права. У нас же проекты ГЧП должны базироваться на основных положениях закона «О концессиях».

Британский партнер
Magisters объявила о стратегическом сотрудничестве в области ГЧП с международной юридической фирмой Pinsent Masons в июле этого года. Обладатель наград «Ведущая в мире юридическая фирма в области строительства» (Who's Who Legal Awards 2008) и «Команда года в сфере инфраструктуры» (The Lawyer Awards 2008), Pinsent Masons является признанным мировым экспертом по вопросам государственно-частного партнерства.

Однако необходимо понимать, что проект ГЧП – это, прежде всего, эффективное планирование и структурирование, а также точный расчет. А в этом смысле многолетний опыт иностранных специалистов абсолютно незаменим. Этим пониманием Magisters существенно отличается от других юридических фирм: мы правильно оцениваем возможности для грамотного применения зарубежного опыта при реализации проектов ГЧП в России. На данный момент, мы единственная фирма в СНГ, которая работает в стратегическом консорциуме с международной фирмой Pinsent Masons. В московском офисе Magisters работает партнер Pinsent Masons – Нил Тиндалл, обладающий 15-летним опытом работы в рамках проектов ГЧП в Европе и Великобритании. Благодаря такому синергетическому эффекту мы имеем возможность объединить наши знания с опытом европейских специалистов, что позволяет нам достигать хороших результатов.

Таким образом, мы существенно расширили наши возможности в части поддержки проектов государственно-частного партнерства, за счет полного спектра юридических услуг, которые могут повлиять на ход проекта, начиная от структурирования и заканчивая арбитражем, в сочетании с успешным зарубежным опытом реализации инфраструктурных проектов.

Есть ли специальная практика в вашей фирме, посвященная ГЧП, или для работы над такими проектами объединяются специалисты разных направлений?

У нас существует отдельная практика ГЧП, объединяющая специалистов, которые занимаются непосредственно развитием направления и реализацией проектов ГЧП. Они специализируются на подготовке проектов концессионных соглашений, структурировании сделок и т.д. Однако наш подход заключается как раз в том, что при работе над проектом мы формируем расширенную проектную команду, включающую специалистов из других практик, которые в нужный момент подключаются к работе и действуют в рамках одной команды.

Расскажите об опыте Magisters по сопровождению проектов ГЧП.

Подчеркну, что опыт Magisters в СНГ дополняет международная экспертиза фирмы Pinsent Masons, включающая консультирование по различным проектам в области ГЧП по всему миру. Среди крупнейших транспортных проектов Pinsent Masons – консультирование по проектам PFI в железнодорожном транспорте Великобритании, строительство крупнейшей в мире железной дороги Gautrain в Южной Африке и работа с крупнейшим в Европе проектом ГЧП в сфере легкого железнодорожного транспорта – метро Дублина, Северная Ирландия. Pinsent Masons участвовала в более чем 70 проектах по всему миру в области инфраструктуры водопроводно-канализационного хозяйства. Среди проектов ТЭК – консультирование крупнейшей угольной электростанции Великобритании Drax Power по вопросам уменьшения выбросов углекислого газа и другие.

Локальность и международный охват
Д. Дементьев: «Magisters интересна тем, что это единственная локальная компания в СНГ, имеющая международный статус. Сегодня наши офисы расположены в Киеве, Москве и Минске. В наших планах – дальнейшая экспансия в страны бывшего Советского Союза, и повсюду мы будем придерживаться единого принципа, предлагая клиентам юридические услуги на уровне высоких международных стандартов в сочетании с сильной локальной экспертизой».

Magisters, при поддержке Pinsent Masons LLP, является одним из советников Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан по правовым вопросам и по вопросам подготовки и реализации концессионных проектов в рамках механизмов ГЧП. Кроме того, мы консультируем Государственную службу автомобильных дорог Украины и Министерство финансов Украины в проекте финансирования завершения реконструкции автомобильной дороги Киев-Одесса на основную сумму 100 млн. долларов.

Если говорить о текущем состоянии рынка ГЧП в России, то нельзя обойти тот факт, что в связи с разразившимся кризисом как текущие, так и вновь заявленные проекты несколько «притормозились». Несмотря на это, в настоящий момент в зоне основных интересов Magisters – возможность участия как в крупных проектах по строительству дорог и транспортных объектов (аэропорты, порты, пассажирские станции и т.д.), так и в проектах регионального уровня в сферах водного хозяйства, образования, медицины, утилизации отходов. Особое место занимает строительство спортивных объектов в свете приближающейся Зимней Олимпиады-2014 в Сочи.

Каковы ваши дальнейшие планы по развитию данного направления?

Направление ГЧП – одно из приоритетных для Magisters, и поэтому мы развиваем эту практику во всех странах СНГ, где мы присутствуем. Кроме России, нами ведется большая работа в Беларуси, Казахстане и на Украине.

Так, например, в Казахстане президент Назарбаев считает, что развитие дорожной инфраструктуры – один из способов нивелировать последствия сегодняшнего кризиса: ведь, помимо всего прочего, такие проекты создают новые рабочие места. Сегодня в Республике Казахстан существует около 10 дорожных проектов, которые планируется реализовать на основе механизмов ГЧП. Кроме того, Казахстан интересен тем, что там планируют не только развитие крупных проектов, но и всерьез озабочены развитием социальной инфраструктуры на уровне областей. В начале октября Magisters заключила меморандум о сотрудничестве с Министерством транспорта и коммуникаций Республики Казахстан. В соответствии с договором, мы являемся одними из юридических консультантов по разработке концессионного законодательства Республики и включены в правительственную рабочую группу по рассмотрению проектов дорожного строительства.

Украинский опыт
На Украине фирма Magisters, совместно с ЕБРР, Всемирным банком, ведущими инвестиционными банками и строительными компаниями, участвовала в проекте, созданном Государственной службой автомобильных дорог Украины («Укравтодор») в целях развития государственно-частного партнерства. В рамках этого проекта фирма участвовала в составлении законопроекта Украины о государственно-частном партнерстве, который был представлен на рассмотрение в Кабинете Министров.

Аналогичного мнения о дорожном строительстве придерживается и премьер-министр Украины Юлия Тимошенко. На Украине объявлено о намерении осуществить 19 проектов по строительству автомобильных дорог. Общая стоимость этих проектов составляет около 20 миллиардов долларов. Всего должно быть построено 3,5 тысячи километров автодорог, 239 путепроводов, 94 моста и 2 тоннеля. Magisters является советником Министерства транспорта Украины по многим из указанных вопросов.

Украина также интересна с точки зрения строительства спортивной инфраструктуры в свете проведения Чемпионата Европы по футболу ЕВРО-2012. Наша фирма назначена юридическим советником УЕФА по вопросам соблюдения прав интеллектуальной собственности во время проведения чемпионата, а также советником Министерства молодежи и спорта по вопросам реконструкции НСК «Олимпийский» – основной спортивной арены для проведения финального матча чемпионата.

Можно ли в России ожидать такой же, как в Казахстане готовности со стороны государства развивать инфраструктурные и социальные проекты?

Безусловно, об этом очень много говорится. Есть политическая воля и стремление развивать данное направление. Подключены финансовые учреждения – «Внешэкономбанк» и другие государственные банки, крупные строительные холдинги, проводятся тендеры по отбору подрядчиков.

Развитие ГЧП проектов в Казахстане
C октября 2008 года Magisters работает с Министерством транспорта и коммуникаций Республики Казахстан, являясь одним из советников по правовым вопросам государственно-частного партнерства (ГЧП).

Однако я бы отметил, что в России на сегодняшний день межведомственный диалог развит несколько слабее, чем, например, в том же Казахстане. Масштабы же развития инфраструктуры зачастую так велики, что многие процессы затягиваются. Именно это, в сочетании с отсутствием достаточного количества успешно реализованных проектов, и тормозит дальнейшее развитие ГЧП в России. Полагаю, что пока премьер-министр Путин не вмешается и не возьмет инициативу в свои руки, как это происходит в Казахстане, многие проекты так и останутся громкими заявлениями на конференциях и страницах газет.

Какие способы фирма Magisters использует для продвижения своих услуг в области ГЧП?

Мы занимаем очень активную позицию. Участвуем в образовательных мероприятиях и различных профильных семинарах в качестве спикеров и делегатов. Кроме того, мы выступаем в роли консультантов для государственных структур на Украине, в России и Казахстане. Также совместно с нашими партнерами из Pinsent Masons мы делимся своим опытом в прессе, публикуя статьи, комментарии, заметки, а также готовим собственное периодическое издание, посвященное данной тематике.

При реализации региональных проектов на Украине, в России и Казахстане возможно ли сотрудничество крупных фирм, подобных Magisters, с региональными фирмами?

Без сомнений. Многое зависит от уровня проекта, масштаб которого непосредственно влияет на то, какие структуры в нем задействованы. При этом нужно быть реалистами – на сегодняшний день юридических экспертов по вопросам ГЧП в России и СНГ можно пересчитать по пальцам. Мы уже имеем позитивный опыт работы с нашими коллегами из других юридических и консалтинговых фирм в данном направлении.

Как для проектов федерального, так и регионального и даже муниципального уровней может требоваться детальное знание специфики местного законодательства, локальных норм и прочих особенностей, которые могут быть недоступны для крупной юридической фирмы. В этом случае сотрудничество с местным игроком может быть оправданным. Наша позиция заключается именно в том, чтобы быть максимально эффективными, уметь оперативно адаптироваться к изменениям и особенностям любого рынка, на котором нам приходится работать. Мы делаем все, что делает нас более эффективными на рынке ГЧП. Поэтому мы открыты для сотрудничества с местными игроками. Мы не рассматриваем другие юридические фирмы как конкурентов, если речь идет об успешной реализации полезных и значимых для общества и страны проектов.

Лишь немногие юридические фирмы обладают масштабами, необходимыми для реализации крупных проектов в сфере ГЧП. Если брать региональный и муниципальный уровень, то на какие направления сотрудничества с государством могут ориентироваться небольшие региональные фирмы?

Государственные органы, заинтересованные в развитии инфраструктурных проектов, открыты к сотрудничеству как с крупными игроками, так и с небольшими компаниями. Однако всех интересует наличие экспертизы.

Возьмем, к примеру, подразделение «Внешэкономбанка», занимающееся направлением ГЧП: это высокопрофессиональная структура, очень заинтересованная в сотрудничестве с теми, кто имеет какие-либо идеи в области развития проектов ГЧП. Им интересен совершенно различный опыт в области реализации подобных проектов. Например, одна из идей «Внешэкономбанка» состоит в том, что приоритетом должны стать проекты в области социальной инфраструктуры. Структура таких проектов существенно отличается от аналогичных, скажем, в области транспортной инфраструктуры и требует свежих идей и разработки инновационных схем для их успешной реализации. Надо отдать должное тому, что российские структуры, развивающие направление ГЧП, стремятся к сбору информации и получению предложений со стороны как можно большего количества участников, имеющих аналогичные интересы и открытых для диалога.

Приходится ли Magisters сотрудничать с другими консультантами и специалистами (финансовыми аналитиками, экономистами, бизнес-консультантами) в ходе участия в проектах по ГЧП? Если да, то как строится такое сотрудничество?

Конечно. В рамках проекта ГЧП юридические консультанты могут представлять интересы как заказчика, так и подрядчика, принимая во внимание возможность возникновения конфликта интересов между сторонами. Консультанты могут подключаться к проекту на самых различных этапах его развития. Например, со стороны заказчика – на этапе подготовки технико-экономического обоснования (ТЭО) и юридических аспектов конкурсной документации, построения финансовой модели проекта (совместно с финансовыми консультантами) и разработки проекта концессионного соглашениями. При работе с представителями частного сектора роль юристов, соответственно, заключается в подготовке предложения, максимально соответствующего конкурсным требованиям, для его последующего предоставления заказчику для участия в конкурсе.

Что касается взаимодействия юридических, финансовых и технических консультантов, то здесь все зависит от проекта. По некоторым проектам консультантами может подаваться объединенная заявка на участие в проекте единой командой. Это очень облегчает работу, т.к. финансовые, технические и юридические консультанты уже знают друг друга, умеют быстрее находить общий язык, что весьма важно для успешного хода проекта.

Вообще активное взаимодействие между участниками рынка – характерная черта большинства развитых рынков ГЧП. На российском рынке все мы также активно взаимодействуем, встречаемся на конференциях и семинарах, обмениваемся информацией и опытом, сотрудничаем по проектам, как члены одного клуба.

Мое мнение таково: чем более тесно взаимодействуют члены проектной команды, состоящей из различных консультантов, тем более эффективно развивается проект.

Можно ли в нескольких словах описать сделку, которая заключается между юридической фирмой и заказчиком – в чем заключаются ожидания заказчиков, структура, как определяются временные рамки и т.д.?

Прежде всего, непосредственно после обращения клиента мы рассматриваем документацию по предстоящему проекту. Обычно клиент ожидает от нас четкого представления проекта и подготовки концессионного соглашения. Ключевым моментом в концессионном соглашении является грамотное распределение рисков между сторонами проекта. Концессионное соглашение строится таким образом, что основное бремя рисков берет на себя та сторона, которая имеет возможности для преодоления этих рисков наименее затратным путем. В рамках концессионных соглашений распространены транспортно-дорожные проекты, по которым основное бремя рисков ложится, как правило, на частную структуру. Наша задача как юристов – правильно распределить риски между сторонами, как со стороны заказчика, так и со стороны подрядчика.

Как происходит взаимодействие консультантов-юристов, представляющих разные стороны концессионного соглашения?

«Соль» проектов ГЧП зачастую сводится к так называемому «a forgotten P» (забытая буква «P» в англоязычной аббревиатуре PPP (public-private partnership)): когда в стремлении к немедленным результатам участники забывают о важнейшей составляющей ГЧП – партнерстве. Отсутствие взаимного доверия между государством и бизнесом, попытки перевести риски друг на друга при заключении концессионного соглашения – все это ведет к росту рисков и напрямую сказывается на стоимости проекта.

Важно помнить о том, что каждый проект ГЧП требует партнерских взаимоотношений, гибкого подхода и эффективного диалога. Найти баланс интересов между правами и обязанностями сторон, отразить и соответствующим образом закрепить это в конкурсной документации – эту задачу вполне можно отнести к одному из ключевых препятствий на пути к успешной реализации проекта ГЧП. И здесь роль юристов на всех этапах сопровождения проекта (конкурсной стадии, стадии подписания договора и по ходу сопровождения всей сделки) становится определяющей.

Беседовал: Виталий Крец

Опубликовано в журнале Юридический бизнес, 2008

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Яндекс.Метрика