Новый год 1

Влияние финансового кризиса на юридический бизнес

29. 08. 2018
posted by: Юридический бизнес
Просмотров: 232
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Rating 0.00 (0 Votes)
  • Автор:
    Гузель Баязитова

На мировом и российском финансовых рынках происходят серьезные изменения, которые ведут к замедлению деловой активности.


trend 1445460 424

Затронет это и компании, оказывающие юридические и связанные с юридическими услуги. О том, какие угрозы и возможности несет резко изменившаяся внешняя среда, читайте в нашей редакционной статье.

Фирма «Интерконсалт», которая осуществляет правовую поддержку журнала «Юридический бизнес», переживает трудные времена. Основная проблема – крупная дебиторская задолженность нескольких строительных предприятий, которые обеспечивают треть доходов фирмы. Нелегкий разговор, который недавно произошел со строителями, показал, что погасить долги в обозримом будущем компаниям не удастся, т.к. они не смогли перекредитоваться у банков и, соответственно, вынуждены заморозить несколько долгосрочных строительных проектов. Перед юристами «Интерконсалта», которые специализируются на разрешении споров и правовом обслуживании текущей хозяйственной деятельности небольших компаний, встал вопрос поиска новых клиентов и возможного расширения перечня оказываемых услуг.

Описанная ситуация знакома многим, особенно небольшим юридическим фирмам, которые, наблюдая происходящие во многих отраслях перемены, напряженно ищут ответ на вопрос «Как жить дальше?». Тем не менее, результаты опроса лидеров ведущих национальных и региональных российских фирм показали, что, несмотря на прогнозируемый спад потребности в юристах, кризис открывает для них и новые возможности.

Из финансового в реальный сектор

Юристы, специализирующиеся на правовом обслуживании бизнеса, зависят от уровня деловой активности своих клиентов. Поэтому вполне закономерно ожидать, что в тех отраслях, которые больше всего пострадали от кризиса, будет наблюдаться спад и на услуги юридических консультантов.

«Наиболее тяжелые последствия заметны, конечно, на финансовом рынке, – отмечает Максим Черниговский, директор аналитического департамента фирмы «Вегас-Лекс». – Потери несут практически все банки, но в первую очередь – инвестиционные, а также другие игроки на фондовых рынках, включая инвестфонды, страховые компании и пенсионные фонды». «Плохо и другим профессиональным участникам, таким как брокеры, дилеры и управляющие, а также инфраструктурным организациям – биржам и депозитариям», – добавляет к.ю.н. Алексей Ефремов, преподаватель Воронежского госуниверситета.

Вслед за финансовой сферой, под удар попадают отрасли, которые более всего зависят от кредитных средств. «Кризис постепенно уже переходит из финансового в реальный сектор, поэтому масштабы его распространения будут колоссальными», – прогнозирует Андрей Зеленин, партнер фирмы Lidings. Прежде всего, по его мнению, пострадают недвижимость и ретейл.

Механизм влияния финансового кризиса на текущую и инвестиционную активность реального сектора хорошо описал Максим Черниговский. «Из-за кризиса ликвидности снижается объем кредитования реального сектора, что ведет к сворачиванию или замораживанию инвестиционных проектов, направленных на развитие бизнеса, – объясняет он. – У большинства заемщиков сроки кредитов и займов существенно ниже, чем инвестиционный цикл, поскольку они рассчитывали перекредитоваться или иным способом реструктурировать долговые обязательства, например, через выпуск облигаций, увеличение уставного капитала и IPO и т.п. Но сейчас это практически невозможно».

Кризис коснулся прежде всего столиц, однако постепенно доходит и до регионов. Так, Евгений Шестаков, управляющий партнер екатеринбургской фирмы «Интеллект-С», отмечает серьезные проблемы среди своих клиентов – производителей продуктов питания и оптовых компаний. «Они безуспешно борются с банкротящимся розничными сетями «Гроссмарт» и «Банана-Мама». Не все благополучно и с сетью магазинов «Самохвал». Нескольким нашим клиентам – строительным компаниям – банки не платят за выполненную работу, несмотря на то, что есть подписанные акты. Очень много и других примеров», – сокрушается он.

Артур Эберг, управляющий партнер ростовской фирмы «Эберг, Степанов и партнеры», ожидает уменьшения деловой активности среди региональных застройщиков. «С одной стороны, дорожают доступные для них финансовые ресурсы, с другой – снижается спрос их клиентов на коммерческую и жилую недвижимость из-за уменьшения возможностей получения кредитов. Полагаем, что застройщики будут переходить на режим экономии и отказываться от отдельных проектов», – отмечает он.

Угрозы или возможности?

«Не вызывает сомнений, что текущий кризис изменит рынок юридических услуг, как это уже произошло в 1998 году», – говорит Евгений Шестаков, сравнивая два печальных события. – Хотя сегодня юридический бизнес не в пример сильнее, чем десять лет назад, нельзя забывать о его зависимости от других секторов экономики, так как он существует не сам по себе, а ради торговли, производства и в помощь им, являясь типичной сферой B2B (business-to-business)».

Именно поэтому вслед за острыми проблемами в финансовом секторе, строительстве и торговле, по мнению экспертов, следует ожидать уменьшения объемов клиентского спроса в таких юридических практиках, как ценные бумаги, банковское право, недвижимость и коммерческое право.

Сокращения спроса можно ожидать также в текущем юридическом консалтинге общехозяйственной деятельности и правовом сопровождении инвестиционных проектов. К примеру, Федор Кравченко, управляющий партнер Коллегии юристов СМИ, напоминает, что затраты на юридическое обслуживание часто причисляют к административно-хозяйственным расходам. «А это именно та категория затрат, которая в первую очередь подвергается сокращению в трудные времена», – отмечает он. Евгений Шестаков переживает за юридический аутсорсинг. «Польза от него неочевидна, ведь юрист – не менеджер по продажам и не зарабатывает сам по себе, – размышляет он. – Соответственно, многие компании начнут сокращать издержки на внешних юристов, как, впрочем, и на рекрутеров, консультантов и тренеров всех мастей».

К счастью, кризис ведет не только к потерям. Китайский иероглиф, обозначающий это слово, состоит из двух символов: один – «опасность», другой – «возможность». Именно о новых возможностях прежде всего говорили многие опрошенные нами специалисты.

«Какие «трудные времена»? Сейчас самый «охотничий сезон»!», – восклицает Максим Черниговский из фирмы «Вегас-Лекс», которая сейчас увеличивает штат своего аналитического департамента. «Кризис дает неплохой шанс крепким юридическим фирмам совершить рывок в развитии, – уверен он. – Однако партнеры фирм должны приложить максимум усилий для того, чтобы увеличить число клиентских поручений, связанных с кризисом. Помогая клиенту пережить суровые времена, вы надолго обеспечите его лояльность и в «мирное время»».

Актуальные услуги

Итак, какие же области права будут наиболее востребованы в кризисный период?

Практически все опрошенные эксперты прогнозировали сохранение и даже увеличение спроса на судебные услуги. «Во время кризиса растет количество конфликтов между собственниками компаний, а также контрагентами, – говорит Алексей Головченко, управляющий партнер компании «ЭНСО». – Поэтому мы ожидаем, что юристы нашей судебной практики будут особенно востребованными».

Сопредседатель коллегии адвокатов «Регионсервис» Сергей Учитель, который уверенно прогнозирует сохранение спроса на основное направление их коллегии – судебное представительство, ожидает также и увеличения клиентского спроса по вопросам банкротства и взысканию задолженности, причем по обязательствам, вытекающим из самых различных правоотношений – кредитных, ценных бумаг, общегражданских договоров и т.д. «Возрастет и число споров, связанных с исполнением обязательств и с оспариванием уже заключенных сделок. Повышенным спросом будут пользоваться и юридические услуги, связанные с представлением интересов клиентов на стадии исполнительного производства, как со стороны взыскателей, так и со стороны должников», – убежден эксперт.

«Очевидно, что кризис будет сопровождаться очередным переделом собственности, – прогнозирует Алексей Головченко. – Кризис вызывает конфликты участников и, как следствие, разделение и укрупнение бизнесов».

«В самое ближайшее время (по нашим прогнозам, это начало 2009 года) следует ожидать нового этапа активности на рынке слияний и поглощений, в том числе недружественных, – добавляет Сергей Учитель. – Клиентам потребуется высококвалифицированное юридическое сопровождение подобных сделок и советы по защите бизнеса от недружественных поглощений».

С ними соглашается и Инга Скворцова, директор по маркетингу фирмы «Клифф». В качестве одного их примеров, подтверждающих данный прогноз, она приводит прошедшую в конце сентября конференцию «VII Ежегодный M&A Форум», организованную газетой The Moscow Times. «Можно было отметить высокую активность ведущих юридических компаний на мероприятии. Уровень спикеров и количество участников свидетельствовали об ожидании увеличения сделок на этом рынке, причем прежде всего среди предприятий среднего бизнеса, оптово-розничными сетями, производственными комплексами и в сфере недвижимости», – отмечает эксперт.

По мнению Валерия Федичина, партнера юридической фирмы Magisters, в условиях кризиса обычно возрастает спрос на юридические услуги, связанные с банкротствами и реструктуризацией задолженности предприятий. Евгений Шестаков ожидает увеличения потребности в услугах коллекторских агентств.

«Невозможность своевременно довести инвестиционные проекты до завершения вызовет спрос на услуги, связанные с их консервацией, сбережением активов, предотвращением обесценивания инвестиций, чтобы потом, при нормализации ситуации, продолжить начатую работу», – считает Федор Кравченко. «Юристам важно будет показать клиентам, что кризис не означает, что все проекты можно просто бросить. В некоторых случаях из-за этого могут возникнуть еще более негативные последствия», – добавляет Андрей Зеленин.

Алексей Ефремов предполагает, что усилится потребность в юристах, специализирующихся на трудовом праве. «Возможен спрос на услуги юристов и адвокатов как со стороны работников, так и работодателей в связи с возможными увольнениями, уменьшением зарплат, восстановлением на работе и т.д.», – разъясняет он. Федор Кравченко допускает возможность возникновения крупных споров, связанных с увольнением высших менеджеров, которые, как правило, защищены серьезными контрактами.

Помимо прочего, Андрей Лунёв, генеральный директор волгоградской фирмы «Региональная правовая компания», призывает не забывать о том, что мировой финансовый кризис может оказать положительное влияние на российского производителя: «Проблемы в международной банковской сфере повлекут уменьшение ликвидности, трудности с получением «длинных» кредитов, снижение объемов производства иностранных товаров, увеличение их стоимости, снижение поставок на российский рынок и, как следствие, увеличение спроса на российские товары».

«В связи с этим, юридические фирмы, работающие в регионах, ждет увеличение объема заказов именно со стороны российских предприятий, которым обязательно потребуется квалифицированная правовая поддержка», – считает Андрей Лунёв.

«Мы помогаем пережить кризис»

«Основная задача юристов во время и после кризиса – минимизировать его последствия, снизить риски недружественных поглощений по классической долговой банкротной схеме, сохранить ценные для клиентов активы и вернуть в компании клиентов деньги от дебиторов», – суммирует Евгений Шестаков.

Именно поэтому, по словам Сергея Учителя, возрастет ценность антикризисного юридического консалтинга. «Он будет включать в себя оперативную разработку для клиента наиболее оптимальных с точки зрения преодоления кризиса и минимизации издержек схем, которые будут связаны как с налогообложением, управлением структурой активов и персоналом, так и перепрофилированием и закрытием производства, предупреждением недружественных поглощений и банкротств», – конкретизирует он.

Максим Богомолов, управляющий директор фирмы «ЮСБ Консалтинг», считает, что ниша услуг и продуктов на основе риск-менеджмента сейчас слабо представлена на рынке, поэтому он прогнозирует серьезное развитие данного направления.

Юрий Березин, директор пятигорского офиса ставропольской фирмы «Центр правового обслуживания», считает, что наиболее рациональный путь в новых условиях – предлагать клиентам так называемое «кризисное абонентское обслуживание». «Юридическая фирма в этом случае берет на себя решение всех правовых вопросов, клиенту остается решение экономических вопросов», – разъясняет он.

Ценность юристов в глазах клиентов может еще больше усилиться, если они будут предлагать комплексные услуги. «Будут востребованы классические виды юридических услуг, но в виде сложных, комплексных продуктов, направленных на решение проблемы клиента, а не просто закрытие одного блока. Например, если консультант берется за реструктуризацию задолженности, то ему придется решать и юридические вопросы, и вопросы финансового менеджмента, участвовать в переговорах с кредиторами», – считает Максим Черниговский.

«От рынка «аренды мозгов» мы переходим к рынку «продажи комплексных решений. Поэтому юридическим фирмам имеет смысл выходить на рынок в альянсе с финансовыми и бизнес–консультантами», – заключает он.

«Внешние юристы должны будут доказывать свою экономическую эффективность, – убежден Федор Кравченко. – Если для некоторых категорий консультантов это делать относительно легко (подсчет экономии на налогах после консультаций аудиторов), то для юристов это, как правило, сложнее. Плоды их усилий очень часто касаются виртуальных выгод и таких же виртуальных денег. А как известно, реальные деньги во времена кризиса – это большая ценность».

Об эффективности юристов говорит и Алексей Головченко: «В условиях кризиса выживают самые эффективные. Так было и будет всегда. Внешние юристы должны быть помощниками своих клиентов и, соответственно, кто сумеет помочь клиентам, дать максимальный результат от своей работы, тот и будет развиваться дальше».

Нам видится, что юридические фирмы могут использовать идею точечного и комплексного антикризисного консалтинга как основу для того, чтобы доказать клиентам свою эффективность. Те фирмы, которые смогут сказать клиентам: «Мы помогаем пережить кризис» и предложить соответствующие решения, получат новые возможности. При этом, чем более комплексным, не ограниченным рамками только юридических рисков будет видение проблемы, тем более жизненное для клиента решение может родиться.

Таким образом, на рынке юридических услуг вырисовываются два тренда: один направлен на сокращение спроса на некоторые «регулярные» юридические услуги, а другой – на увеличение спроса на услуги, связанные с ростом числа конфликтных ситуаций, переделом собственности и потребностью в антикризисном управлении. Развитие юридического бизнеса будет зависеть от того, какой тренд будет преобладать. Причем, насколько активно и позитивно фирма будет воспринимать изменившиеся условия, насколько она будет стремиться распознать и использовать новые возможности, не фокусируясь только на ограничениях, настолько успешно она сможет пережить трудные времена.

Опубликовано в журнале Юридический бизнес, 2008

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Яндекс.Метрика