Пятница, 19, апр, 9:33

Правовые услуги в сфере интеллектуальной собственности – одно из быстрорастущих направлений по всему миру. И Россия здесь – не исключение. Многие крупные международные и отечественные фирмы с широкой специализацией имеют в своем составе юристов в области интеллектуальной собственности. Вместе с тем существуют фирмы, которые специализируются исключительно на вопросах патентования изобретений, регистрации товарных знаков, защите авторских и смежных прав и оценке интеллектуальной собственности.

Одна из них – молодое новосибирское Агентство защиты интеллектуальных прав «ИНКО». Об особенностях специализации и перспективах развития фирмы мы побеседовали с руководителем агентства, патентным поверенным Екатериной Шехтман.

Екатерина Шехтман

Окончила Новосибирский государственный университет в 2000 г. Еще будучи студенткой, она проявила интерес к направлению интеллектуальной собственности. После окончания вуза работала в юридической службе общего профиля, и одновременно преподавала в НГУ спецкурс «Право интеллектуальной собственности». В 2003 году начала работать в компании «Сибирский берег». В 2006 году стала патентным поверенным и в том же году основала Агентство защиты интеллектуальных прав «Инновационная компания». Кроме юридической практики Екатерина продолжает преподавательскую деятельность. Она ведет спецкурс «Право промышленной собственности», а также собирается начать преподавание по предмету «Международное регулирование охраны интеллектуальных прав».

Расскажите, пожалуйста, об истории возникновения фирмы «ИНКО».

Свою правовую карьеру я начала в крупной торговой фирме «Сибирский берег», которая постепенно начала развивать производство снэковой продукции. Возникла необходимость защиты товарных знаков предприятия. В 2006 году я предложила создать профессиональную структуру, занимающуюся правовыми вопросами интеллектуальной собственности. Руководство компании поддержало мою инициативу. Так возникла специализированная фирма «ИНКО».

Несмотря на то, что данное направление до того времени было весьма редким, я вовремя разглядела перспективы. Мне приходилось сталкиваться с разного рода делами и растущим спросом на услуги в области защиты интеллектуальной собственности. Специалистов же на рынке практически не было.

За два года мы выросли. На старте проекта в фирме, кроме меня, работал только помощник юриста. Сейчас же в коллективе работают два ведущих юриста, юрист-стажер, администратор и я.

Какие услуги оказывает фирма?

Наиболее типичная и стандартная услуга – это регистрация товарных знаков, которая объединяет подготовку и подачу заявок в Роспатент и контроль их прохождения.

Кроме этого, мы представляем интересы своих клиентов в Палате по патентным спорам. Это споры, связанные с заявлениями о прекращении охраны товарных знаков и отказом в регистрации. Мы также оказываем защиту владельцам товарных знаков в случаях нарушения их прав, а также представляем клиентов в делах, связанных с «атакой» на их товарные знаки. Например, компания «Агромастер», известная под таким названием уже в течение 10 лет, была обвинена одним из конкурентов в незаконном использовании товарного знака. Мы защищали ответчика в арбитражном процессе и представляли заключение в уголовном. В зависимости от ситуации, мы отстаиваем интересы как истцов, так и ответчиков.

Отдельным направлением нашей работы является проведение экспертизы. Например, по договору с таможенной службой наша фирма осуществляет проверку при расследовании административных правонарушений, возбуждаемых по ст. 14.10. КоАП РФ, т.н. сходства до степени смешения знаков на ввозимом товаре и охраняемых товарных знаков.

Какие преимущества для «ИНКО» приносит узкая специализация?

Специализация на одном направлении позволяет нам быстрее накапливать опыт. Поэтому у нас есть возможность предоставлять клиентам эксклюзивные услуги самого высокого качества. Мы четко осознаем, что наши специализированные услуги ценны для клиентов именно из-за особой компетенции сотрудников фирмы. Как следствие, стоят они дороже, чем в обычной юридической фирме.

Кроме того, мы более эффективны. Большой опыт работы в узкой области позволяет нам быстрее отрабатывать технологии выполнения проектов, что ведет к минимизации временных затрат на оказание услуг.

Знание на весьма высоком уровне всех тонкостей позволяет фирме успешно конкурировать с самыми известными игроками на рынке.

Однако самое главное для нас преимущество – это то, что мы занимаемся любимым делом. Все, кто работает в фирме, видят свое будущее именно в сфере защиты интеллектуальной собственности. А это совсем иное отношение к работе, иное видение и иные подходы к самосовершенствованию.

Бывает ли так, что вы помогаете клиентам решать юридические вопросы в других областях права?

Нет, мы верны своей узкой специализации. Если, к примеру, клиент просит нас составить договор, не связанный с интеллектуальной собственностью, мы не будем выполнять эту работу. Мы не изменяем этому принципу даже ради лучших клиентов.

Составить договор могут многие фирмы и юристы. Сравниться же с нами в быстром, качественном и эффективном решении правовых задач в сфере интеллектуальной собственности в регионе не может никто.

При этом мы не рискуем своими отношениями с клиентами, т.к. они отлично понимают, что это не наша работа. В таких случаях мы рекомендуем юристов, имеющих требуемую квалификацию, в надежности которых мы уверены.

Кто ваши клиенты?

В основном мы работаем с крупными компаниями. Наш первый клиент – производитель снэков «Сибирский берег». Мы помогали компании защитить ее товарный знак «Кириешки» (речь шла о сходстве упаковок) в процессах против производителей сухариков «Кириюшки», «Кереёшки», «Путяшки» и «Путинки».

Среди других клиентов можно выделить компанию «ИНМАРКО», занимающуюся производством мороженого, крупнейший банк сибирского региона – УРСА-банк, энергетические компании «Сибирьэнерго» и «Хакасэнерго».

Кроме того, мы периодически представляем интересы местных предпринимателей небольших масштабов.

Мы также работаем с рядом сетей быстрого питания и ресторанов. Нашими заказчиками выступают и компании из других регионов России – например, предприятие «Приморский кондитер» с головным офисом во Владивостоке, а также компании из стран СНГ, ведущие дела в России.

Каковы особенности вашего подхода к обслуживанию клиентов?

Особое внимание мы уделяем прозрачности тех работ, которые мы выполняем для клиента. Исполнение поручений в сфере интеллектуальной собственности отличается длительностью. К примеру, наша фирма заключила контракт с клиентом и выполнила все требуемые процедуры, связанные с регистрацией товарных знаков. Далее идет долгий процесс ожидания решения регистрирующего органа, который может растянуться почти на год.

Мы убеждены, что клиента нельзя оставлять в неведении, его нужно информировать даже тогда, когда ничего не происходит. Сообщить клиенту, что все в полном порядке, дело движется, и ничего негативного не случилось – для нас это часть хорошего сервиса. Сфера интеллектуальной собственности сложна для понимания. Однако мы не делаем из наших знаний тайны, а стараемся изложить клиенту ситуацию понятным языком. Нам важно вызвать доверие клиента и понимание им долгосрочных задач по охране и защите интеллектуальных прав.

Кроме того, наш подход предполагает всестороннее исследование проблемы заказчика. Мы никогда не говорим клиенту, что его интеллектуальное право не может получить охрану, если не уверены в том, что проанализировали все возможные варианты решения проблемы. Даже в исключительно сложных ситуациях мы находим способы помочь клиенту. Так, например, один из наших клиентов не позаботился вовремя о регистрации своего товарного знака. Мы помогли ему в защите от иска конкурента.

Все это требует особого профессионализма и отслеживания всех тенденций, происходящих в сфере защиты интеллектуальной собственности как в России, так и за рубежом. Понимание отраслевых тенденций позволяет нам предлагать имеющимся клиентам новые услуги и параллельно удовлетворять их новые запросы. Так, мы сейчас активно осваиваем процесс регистрации знаков в связи с приобретением различительной способности, планируем в скором времени ввести новую услугу по признанию знаков общеизвестными. Кроме того, мы активно осваиваем процесс регистрации в других странах и налаживаем партнерские отношения с патентными поверенными различных государств.

Как в фирме построена маркетинговая деятельность?

Хотя мы и не занимаемся специально продвижением и рекламированием наших услуг, мы стремимся к тому, чтобы нас лучше знали, имели представление о нашей работе и уровне нашей квалификации.

У фирмы есть постоянно дорабатываемый сайт, который содержит подробную информацию о наших услугах и специалистах. Там же выложены полезные материалы по вопросам защиты интеллектуальной собственности.

Для того чтобы показать рынку наши возможности, мы регулярно проводим платные и бесплатные семинары, ориентированные как на предпринимателей, так и юристов. Так, в декабре прошлого года мы провели платный семинар по четвертой части Гражданского кодекса РФ, а в мае этого года – совместно с мэрией города Новосибирска – бесплатно рассказали предпринимателям об основах защиты интеллектуальной собственности. На очереди – июльский семинар для кемеровских предпринимателей.

Специалисты фирмы периодически публикуют статьи в средствах массовой информации. В одной из местных программ на телевидении я выступаю как эксперт в сфере интеллектуальной собственности.

Традиционные рекламные средства в нашей области результатов не дают. Например, рассылка предприятиям материалов с рассказом о фирме и оказываемых нами услугах не принесла ни одного клиента. Более успешными являются адресные обращения к компаниям, у которых, по нашему мнению, есть потребность в юридических услугах в сфере интеллектуальной собственности. Такие акции обычно приводят к получению новых заказов.

Каковы планы фирмы на будущее? Есть ли планы по расширению специализации?

Для нас весьма важен качественный рост, который позволит нам выполнять более сложные проекты. Для этого мы будем и дальше улучшать клиентский сервис, повышать качество работы и профессионализм. Также выйти на новый уровень нам поможет партнерство с юридическими фирмами широкого профиля по обслуживанию крупных клиентов в судебных процессах.

Кроме того, мы думаем о дальнейшем расширении географии предоставления услуг – прежде всего в Алтайский край, Кемеровскую область и Красноярский край.

Что касается расширения специализации, то единственная понятная для меня перспектива – это правовые вопросы, связанные с рекламой. Это сфера непосредственно связана с интеллектуальной собственностью, и по логике вещей юристы могут и должны работать в ней.

Что бы Вы могли порекомендовать специалистам и фирмам, которые хотят сосредоточиться на узкой нише?

Чем уже специализация фирмы, тем меньше круг клиентов, с которыми она может сотрудничать. Возможностей стабильно зарабатывать на широком спектре услуг по определению будет больше. Поэтому к выбору ниши нужно подходить с особой тщательностью, особенно на локальных рынках.

Однако если вы уверены, что хотите реализоваться именно в данной сфере, если вы видите себя в этом, то отстаивайте свое право на занятие любимым делом. При этом важно понимать, что узкая ниша – это особые требования к профессионализму. Поэтому будьте готовы к постоянному развитию и поиску новых возможностей. Узкая специализация никогда не даст расслабиться.

Беседовала: Мария Лако

 

 

Индустриальная неделя

Раздел на стадии наполнения, материалы временно отсутствуют.

Было

Раздел на стадии наполнения, материалы временно отсутствуют.